Бюджет недолечен
Правительство продолжает обсуждать ближайшие и отдаленные расходы соцсферы
Несмотря на одобрение проекта бюджета, его доработка, в том числе по вопросам соцсферы, продолжается — в отсутствие избытка средств ведомства пытаются решить вопросы 2019 года и даже более отдаленные. Крупнейший вопрос здравоохранения, судьба 91,2 млрд руб. средств ФОМС, решен в пользу системы Минздрава — деньги останутся в фонде, но соцблок правительства говорит о согласовании увеличения с 2019 года тарифа отчислений в фонд. Между тем, как показало рассмотрение в целом исполняемого антикризисного плана Белого дома на 2016-2017 годы, на часть его мероприятий, утвержденных еще десять месяцев назад, нет ни источников финансирования в будущем бюджете, ни договоренности ведомств.
После одобрения Белым домом проекта бюджета на 2017-2019 годы его доработка, тем не менее, продолжается. Вчера по окончании заседания правительства, на котором в открытой части обсуждались вопросы научной сферы, министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщила о том, что решен последний более или менее крупный вопрос бюджетной конструкции на 2017 год — речь идет о 91,2 млрд руб. средств фонда ОМС, которые не будут потрачены в 2016 году. Они останутся в фонде и позволят не увеличивать расходы регионов на оплату ОМС за неработающее население. Напомним, ранее в правительстве обсуждался вопрос о способах подключения официально не работающих к оплате услуг государственного здравоохранения (использовалось даже словосочетание "налог на тунеядцев").
Исходя из слов министра, по крайней мере в 2017 году ничего не меняется, в 2018-м возможен рост нагрузки на регионы по финансированию системы ОМС. С 2019 года, утверждает Минздрав, Белый дом согласился увеличить тариф взносов в ОМС с нынешних 5,1% до 5,9%. Отметим, о связанных изменениях в проекте бюджета на 2019 год пока ничего не известно, прежние заявления Минфина свидетельствовали о том, что ставка общего тарифа соцплатежей удержится до 2020 года. Кроме того, нет подтверждения того, что Белый дом будет обсуждать этот вопрос ранее середины 2017 года — что он поддержит фактический отказ от создания полноценной, близкой к страховой системы ОМС — инициативы соцблока предполагают именно это.
Между тем новые обстоятельства и текущие межведомственные споры в состоянии уже через несколько месяцев изменить подходы к решению проблем, по которым, казалось, уже договорились,— это показало совещание 18 октября у премьер-министра Дмитрия Медведева по антикризисному плану на 2016-2017 годы. По данным "Ъ", доклад на совещании делал замминистра экономики Олег Фомичев, который констатировал, что из 86 пунктов плана, по которым наступил срок (всего в нем 122 пункта), выполнен и снят с контроля 41 пункт, из неснятых оставшихся выполненными считаются 10, еще четыре (в том числе индексация пенсий в 2016 году и расходы на лечение ВИЧ-инфекций) решены де-факто. В процессе исполнения еще 10 пунктов, в том числе поддержка автопрома, кредиты на капремонт недвижимости, субсидирование Росэксимбанка и РЭЦ.
По восьми пунктам правительство пока не нашло средств на исполнение плана. Это, в первую очередь, сохранение уровня лекарственного обеспечения онкобольных (цена вопроса — десятки миллиардов в год), вопросы создания Фонда информтехнологий, развитие территориальных кластеров. Еще по восьми пунктам плана Белый дом договориться внутри себя так и не смог. Это план мероприятий по поддержке импортозамещения в сельском хозяйстве на 2016-2017 годы, а в соцсфере — продление действия пониженных страховых соцвзносов и поддержка российских производителей дешевых лекарств. Особо отметим: из-за разногласий не решен вопрос об ограничении престижного потребления ("услуг повышенной комфортности") отдельными категориями госслужащих.
Хотя сами по себе эти вопросы по затратам — второго и меньших уровней, обсуждение их в Белом доме, как показывает практика 2011-2016 годов, вполне способно "перекраивать" бюджет: договоренности "на три года вперед", не оформленные законом или постановлением правительства, принятыми считаться не могут.