Андрей Николаенко: Московский политехнический университет - это пространство для развития талантов, которые будут работать с технологиями будущего
Ректор Московского политехнического университета, сформированного на базе МАМИ и МГУП имени Ивана Федорова, - об инженерном образовании в быстро меняющемся мире и о роли университета в работе с талантливыми школьниками
Сегодня технологии быстро сменяют друг друга, меняется сам технологический уклад - и мы уже не можем готовить специалистов так, как делали это 20, 10 и даже 5 лет назад. Московский Политех должен стать пространством развития для талантов, которые будут работать уже в других технологических реалиях. Для того, чтобы давать студентам компетенции для такой работы, мы должны стать очень гибкими, адаптивными и открытыми – новым технологиям, образовательным форматам, новым партнерам. Университет должен создать среду, в которой развивается диалог между вузами, школами, бизнесом и государством: в таком насыщенном кислородом пространстве смогут рождаться инновационные проекты и вырастать инженерные команды со своими разработками и инфраструктурой для их внедрения. Это могут быть как проекты для крупных компаний – промышленных партнеров университета, так и технологические стартапы, из которых, как мы надеемся, в будущем вырастут новые компании и индустрии.
О проектно-ориентированном образовании
Важнейшей составляющей обучения для наших студентов стала проектная деятельность, которая два года назад была выделена как обязательная дисциплина в учебные планы. С первого года ребята учатся ориентироваться на реальный проектный результат, на разработку технологических решений, которые могут быть (а многие действительно будут) внедрены на реальных предприятиях. Учитывая огромный объем информации, который ежедневно доступен студентам, мы понимаем, что сегодня важно не только накапливать знания, но и применять их на практике: иначе информация не усваивается, сложно получить необходимые компетенции.
В учебную программу по прикладным дисциплинам мы интегрируем требования профессиональных соревнований. В 2014-2015 учебном году первая сотня студентов в экспериментальном порядке сдала зачет по IT-дисциплинам в формате WorldSkills, а в 2015-2016 году уже более 300 студентов сдавали зимнюю сессию в этом формате. В текущем семестре эта практика будет расширена: все 1200 студентов, изучающие «Инженерную графику CAD», пройдут промежуточную аттестацию в формате соревнований WorldSkills по соответствующей компетенции. Такой подход уже дает свои результаты: два участника сборной России на мировом первенстве WorldSkills в Сан-Паулу – студенты Московского Политеха, на межвузовском чемпионате «Молодые профессионалы» по высокотехнологичным направлениям в четырех из двенадцати компетенций первые места также заняли наши студенты. В целом WorldSkills – это работающая система оценки качества образования, и что самое важное – эти критерии создают потенциальные работодатели.
О формировании политехнического университета
Мы понимаем, что большая часть открытий сегодня делается в междисциплинарной области, на стыке нескольких наук. К примеру, наши новые магистерские программы по нейротехнологиям и моделированию языкового сознания включают большой объем знаний в области лингвистики, биологии и информатики.
Граница между гуманитарной и технической сферой, которая раньше была четкой, сегодня уже не столь очевидна. Например, сфера медиа неотделима от современных информационных технологий: специалист по коммуникациям должен владеть как своей предметной областью, так и обладать навыками из сферы ИТ, уметь работать с большими данными. Мы готовим как будущих генеральных конструкторов, так и специалистов по работе с информацией в высокотехнологичном обществе: от того, насколько развита информационная инфраструктура в современном мире, напрямую зависит не только его технологическое развитие, но также возможность привлекать в науку и инженерные профессии талантливую молодежь.
Работа с талантами
К университетам сегодня обращен один из важнейших вопросов в работе со школьниками: способны ли мы построить систему образования, которая не просто дает знания, но также создает систему поддержки и развития инженерных и научных дарований? Современный вуз должен начинать работу с абитуриентами не в выпускном классе: правильная профориентация – это работа с ребятами в возрасте 10-12 лет, когда у них определяется сфера будущих интересов. Это то время, когда нужно не просто изучать физику и информатику, но и пробовать применять знания на хакатонах, соревнованиях, олимпиадах, учиться выигрывать командные состязания.
Сегодня школьнику сложно осознанно принять решение в пользу инженерной профессии: инженерное дело в школе не преподают, технологических кружков становится больше, но их пока недостаточно. В 2015 году мы начали целенаправленную работу по созданию условий для развития технологических кружков в университете, и сегодня регулярно проводим соревнования, в которых могут участвовать как команды старшеклассников, так и студенческие команды, молодые специалисты. Младший из участников недавнего хакатона по проектированию умной дорожной системы учится в четвертом классе. Мы активно поддерживаем команды инженерных соревнований (FormulaStudent, «Солнечная регата», «Бронебот» и др.), переводим университетские мастерские в формат фаблабов.
Олимпиада Национальной технологической инициативы
Национальная технологическая инициатива, которая стартовала в декабре 2014 года при поддержке Московского Политеха, – это программа мер по созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Одна из центральных проблем здесь – формирование кадрового резерва.
Олимпиада НТИ, созданная для школьников 9-11 классов, стартовала в феврале 2016 года, и в ней сразу приняли участие несколько тысяч старшеклассников. Этот проект, созданный совместно с Агентством стратегических инициатив и Российской венчурной компанией (ОАО «РВК» является генеральным партнером Олимпиады НТИ), направлен на выявление и развитие талантливых школьников с инженерным мышлением, способных решать комплексные междисциплинарные задачи. Со-организаторами олимпиады стали три политехнических университета: Санкт-Петербургский, Томский и Московский.
В 2016 году участники соревнуются по четырем направлениям: «Автономные транспортные системы», «Большие данные и машинное обучение», «Космические технологии» и «Интеллектуальные энергетические системы». В 2017 году мы планируем расширить количество направлений как минимум до десяти. Некоторые из них будут реализованы на площадке фестиваля «Робофест».
Любая олимпиада – это в первую очередь воронка по выявлению талантов, и в отношении Олимпиады НТИ мы понимаем, что берем на себя большую ответственность по дальнейшему сопровождению ее победителей. На выходе мы получим ребят, сделавших качественный рывок в знаниях и навыках, научившихся работать в команде над сложными инженерными задачами. Дальнейшая задача встает перед нами в стенах Московского Политеха: как помочь им, уже первокурсникам, удержать взятый рубеж и не снижать скорость развития личности.