Чиновники открывают порты
ФАС доработала правила для стивидоров
ФАС доработала проект правил недискриминационного доступа (ПНД) к услугам портов и транспортных терминалов. В новом документе исчезли пункты, возвращающие в отрасль регулирование тарифов, но появились нормы, обязывающие портовиков рассчитывать их в рублях. По данным "Ъ", к документу есть замечания у Минтранса и стивидоров. Портовики жалуются, что ФАС ограничивает их больше других секторов транспорта, но уже в ближайшие дни ПНД могут уйти в правительство.
В распоряжении "Ъ" оказался доработанный ФАС проект постановления правительства по утверждению ПНД к услугам портов и транспортных терминалов. Заместитель главы службы Александр Редько 10 октября направил документ в Минтранс. Планируемый срок вступления ПНД в силу — июнь 2017 года.
О предыдущей редакции "Ъ" рассказывал 4 августа, она содержала пункты, объявляющие перевалку, погрузку и выгрузку в портах и терминалах услугами естественных монополий, что позволяло отменить либерализацию тарифов. В новом проекте этого нет. Зато ПНД запрещают стивидорам устанавливать цены в валюте или условных единицах и требуют рублевых расчетов. Правила дополнены пунктом, обязывающим ОАО РЖД согласовывать заявки на перевозку при договоренности клиента с портом. Документ по-прежнему требует от стивидоров вести единую тарифную политику, заключать договоры при наличии технических возможностей, предоставлять информацию об услугах, их объемах, пропускной способности. ПНД также обязывают направлять заявку на доступ к инфраструктуре и не менее чем за 30 дней — заявку на получение услуг. Обращения стивидор должен сохранять в реестре на своем сайте, размещать в интернете информацию о ценах на услуги, планы по увеличению технической возможности порта, данные о структуре издержек на инфраструктуру и об ограничениях, вводимых по перевозкам всеми видами транспорта, включая железнодорожный.
По данным "Ъ", Минтранс направил ФАС отрицательную оценку ПНД. Источники "Ъ" говорят, что министерство хочет исключить согласование заявок на перевозку по железной дороге, убрать определение "доступ к объектам инфраструктуры", так как формулировка некорректна и позволяет потребителям владеть и распоряжаться объектами. Предлагается исключить раздел, обязывающий раскрывать информацию в интернете, потому что "вопрос не является предметом регулирования проекта". В Минтрансе письмо не комментируют. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что уже в начале недели при получении от Минтранса таблицы разногласий ФАС может направить ПНД в правительство. Он же добавляет, что вопрос по ПНД поднимался Казахстаном в Евразийской экономической комиссии.
Не поддержала доработанный проект и Ассоциация морских торговых портов (АСОП). 18 октября АСОП обратилась к руководителю ФАС Игорю Артемьеву и главе Минэкономики Алексею Улюкаеву с просьбой инициировать заседание методического совета с участием экспертов и представителей отрасли. Как отметил "Ъ" исполнительный директор АСОП Серик Жусупов, проект содержит ряд положений, которые противоречат законодательству и необоснованно расширяют обязательства субъектов естественных монополий в морском транспорте, эти обязательства существенно выше, чем в других видах транспорта. По его словам, при обсуждении в ФАС неоднократно заявляли, что для разработки документов будут использовать мнение экспертов на базе экспертного и методического советов при ведомстве, но ПНД направлены на согласование без обсуждения. Источник "Ъ", знакомый с подготовкой документа, замечает, что большая часть его положений аналогична ПНД для аэропортов, которые сейчас практически не вызывают претензий участников рынка.
В ФАС в пятницу на запрос "Ъ" не ответили. В Минэкономики сообщили, что письмо АСОП пока не поступало, и отметили, что основными замечаниями к ПНД были исключение положений по введению госрегулирования услуг и "необходимость учитывать по справедливости рассмотрение ценообразования на услуги стивидоров в условиях контрактов — объемы и ритмичность". Замечания были учтены ФАС, добавили в Минэкономики.
Источник "Ъ" среди стивидоров соглашается с претензиями Минтранса и АСОП к документу в части введения рублевых расчетов, обязанности по раскрытию коммерческой информации, нереализуемых сроков договоров. По его словам, в ПНД пока так и не решена главная проблема — определение технической возможности операторов принять груз. Большинство грузоотправителей оперативно ПНД не смогли прокомментировать. В "Русале" поддержали переход на расчеты в рублях, отметив, что валюта платежа не ограничивает стоимость услуги. В компании отмечают, что снижение регулирования в монопольном секторе приводит к перекосу маржинальности в его пользу, что отражается на недовыручке других отраслей транспорта, начинает страдать и производственный сектор.