Историческая открытость
Личные апартаменты римских пап стали музеем. Его посетила Елена Пушкарская
Личные апартаменты римских пап в Апостольском дворце Кастель-Гандольфо стали музеем, и теперь они открыты для широкой публики. Такое небывалое доселе в истории католической церкви решение принял папа Франциск, отказавшийся от своей летней резиденции. "Огонек" осмотрел загородные хоромы понтификов одним из первых
Вообще-то у римских пап не так много официальных резиденций. Латеранские соглашения 1929 года между итальянским государством и католической церковью оставили ее главам всего два Апостольских дворца. Один находится непосредственно в Ватикане, а другой, являющийся так называемой экс-территориальной собственностью Святого престола,— в римском предместье Кастель-Гандольфо, на берегу живописного озера Альбано. Начиная с XVII века понтифики переселялись на жаркие месяцы в окруженный тенистыми садами замок, возведенный по проекту архитектора Карла Мадерны. Летнюю резиденцию любил Иоанн Павел II, особенно в последние годы понтификата, когда ему стали не по силам путешествия в Альпы. Отдавал ей должное и Бенедикт XVI. Те, кто следил в 2013 году за его отречением, вероятно, помнят, как за Бенедиктом затворились тяжелые двери Апостольского дворца и его покинули швейцарские гвардейцы. А экс-понтифика из Ватикана в Кастель-Гандольфо унес вертолет, почти как в фильмах по романам Дэна Брауна. А вот Франциск прелестей живописной резиденции не оценил и отдыхать в ней не захотел. За три года своего понтификата он побывал там лишь раз: для встречи с проживавшим в Кастель-Гандольфо после отречения Бенедиктом XVI.
Нынешний понтифик, похоже, вообще не расположен к праздному времяпрепровождению. Если ему удается выкроить несколько свободных дней, он проводит их в тех же двух комнатах ватиканской гостиницы Святой Марты, где живет постоянно, предпочитая ее обширным покоям ватиканского Апостольского дворца. В него папа наведывается лишь для того, чтобы произнести по праздникам "Ангелус" из окна своего кабинета или принять в библиотеке почетных гостей. Освещающие эти визиты журналисты, как правило, борются за возможность дойти хотя бы до библиотечного предбанника — встречи с понтификом происходят с глазу на глаз,— что всегда являлось уникальной для простого смертного возможностью побывать в папских покоях.
Теперь возможность прикоснуться к ватиканской тайне появилась у гораздо более широкого круга. В соответствии с пожеланием Франциска его личные апартаменты в Апостольском дворце Кастель-Гандольфо превращены в музей, открытый для всех желающих. Излишне говорить, что ничего подобного в истории католической церкви ранее не случалось. И все же в разговоре с "Огоньком" директор Ватиканских музеев Антонио Паолуччи, в чью зону ответственности перешли папские покои, охарактеризовал это событие "не как историческое, а скорее как тенденцию, продолжающую философию открытости понтифика, распахивающего людям двери своего дома". Проходя через залы (корреспондент "Огонька" насчитал их 10), где проводили летние месяцы 15 из 33 римских пап, ощущаешь, как и обещал Антонио Паолуччи "ход истории". Первым посетителей встречает просторный и лаконичный в своем убранстве Зал швейцарских гвардейцев, где в старинные времена располагалась папская охрана. За ним следует ряд других, скорее рабочих, чем личных помещений: Зал понтификов, где находятся портреты и скульптурные изображения пап, Тронный зал, где папы принимали официальные делегации, зал Консистория, в котором собирались кардиналы. Убранство залов — лаконичное, главное украшение — деревянный орнамент потолков и мраморная мозаика полов. Живописи совсем немного; обнаруженный корреспондентом "Огонька" Гвидо Рени оказался копией.
"Здесь ничего не изменено, все осталось так, как было при папах, и даже находящиеся тут телефоны те самые, которыми они пользовались",— заверил "Огонек" губернатор города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло, указывая на белый с черными кнопками аппарат, которым пользовался папа Иоанн Павел II. Мы переходим в крыло комнат, несущих отпечаток личной жизни обитателей дворца,— Зеленый зал и зал часов, служившие папам трапезной. За ними следует библиотека с ее диваном с жесткой спинкой и такими же креслами в полоску, запомнившимися по телерепортажам об исторической встречи двух пап в Кастель-Гандольфо в марте 2013-го. Именно в этих креслах сидели Франциск и Бенедикт XVI, а между ними была черная папка с разоблачительным досье Ватиликс. В личном кабинете святого отца нет ничего лишнего, на письменном столе — чрезвычайно простая, но современная настольная лампа. Примыкающий к папскому кабинет его личного секретаря еще более аскетичен.
В 1944 году, когда в окрестностях шли бои, папская спальня была отдана роженицам. Здесь увидели свет 40 младенцев
Но, конечно, самое интересное в этом дворце — папская спальня с покрытой простым розоватым покрывалом полутораспальной железной кроватью. Здесь после покушения Али Агджи в 1981 году выздоравливал Иоанн Павел II. В этой спальне отошли в мир иной папа Пий XII и Павел VI. Эта, несомненно, самая интимная комната дворца служила одно время приютом обитателям отнюдь не знатного и не духовного звания. В 1944 году, когда десант союзных войск высадился в Анцио, находящемся в паре десятков километров от Кастель-Гандольфо, здесь шли ожесточенные бои и местное население укрывалось за окружавшими дворец крепостными стенами. Так вот папская спальня была тогда отдана роженицам. Как рассказал Антонио Паолуччи, в этой спальне увидели свет 40 младенцев. Многие из них были наречены именем Эудженио, в честь давшего им приют папы Пия XII (Эудженио Пачелли), а в обиходе их называли папиными детьми.
Завершает осмотр личная часовня понтификов с находящейся там копией иконы мадонны Ченстоховской. В современную историю эта часовня впечатана тем, что там вместе молились два папы — Франциск и его предшественник Бенедикт, получивший титул заслуженного понтифика. В общем, на протяжении веков жизнь Кастель-Гандольфо, разросшегося из крошечного — в две улицы — исторического центра, где мэрия находится на той же площади, что и папский дворец, в населенный пункт с 10-тысячным населением, была плотно связана с приездами сюда пап. И неудивительно, что с тех пор, как Франциск перестал здесь бывать, городок осиротел. В отсутствие паломников и туристов стали закрываться лавочки и траттории с сувенирами и местными продуктами.
— Папа нас, конечно, не покинул, но нам его очень не хватает,— дипломатично сформулировал священник местной церкви дон Пьетро Дилетти. А мэр Кастель-Гандольфо Мильвия Моначези очень надеется, что теперь, когда Апостольский дворец полностью открыт для осмотра — в прошлом году посетителей стали пускать в окружающие дворец сады и портретную галерею,— Кастель-Гандольфо вновь обретет свою славу папского города. К тому же мэр не оставляет надежды, что папа сюда еще вернется. Теоретически такая возможность остается.
Как объяснил "Огоньку" смотритель исторических коллекций Ватиканских музеев Сандро Барбагалло, поскольку Апостольский дворец остается собственностью Святого престола, решение пользоваться или нет его апартаментами остается личным выбором каждого понтифика.