Коренным предложили потесниться
Хабаровский край выделяет "дальневосточные гектары" из территорий традиционного природопользования
Вчера премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заслушал доклад вице-премьера РФ Юрия Трутнева о ходе реализации закона о "дальневосточном гектаре", согласно которому каждый гражданин России может получить участок земли в одном из дальневосточных регионов. Премьер рассчитывает, что закон даст "позитивный эффект для развития Дальнего Востока". Между тем в Хабаровском крае представители коренных малочисленных народов требуют вернуть им территории традиционного природопользования, которые региональное правительство забрало под "дальневосточные гектары". Земли оленеводов и охотников в регионе сократились в два раза — с 30,7 млн до 14,9 млн га. В правительстве края утверждают, что решение принято в пользу коренных народов: теперь каждый их представитель сможет бесплатно получить в собственность 1 га.
Правительство Хабаровского края значительно сократило территории традиционного природопользования (ТТП) коренных малочисленных народов Севера (КМНС). В крае живет восемь коренных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки и эвены. В начале 1990-х правительство края рядом постановлений придало статус ТТП 30,7 млн га (39% площади края). "Нынешнее постановление уменьшило земли КМНС более чем вдвое. Причем в некоторых районах у коренных народов осталось 10% территории, а иногда и меньше",— сообщила "Ъ" президент хабаровской краевой Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Любовь Одзял. Например, в Ванинском районе за коренными народами числилось 1451 тыс. га, а осталось 2,5% — 35 тыс. га. "Нашего согласия власти не получали. Люди возмущаются, требуют вернуть земли. Наш юрист готовит иск в суд",— говорит госпожа Одзял.
В правительстве края подтвердили "Ъ", что постановлением от 30 сентября площадь ТТП сокращена вдвое — до 14,9 млн га. "Это по-прежнему серьезная площадь",— заявила "Ъ" начальник управления по делам КМНС минприроды Хабаровского края Елена Балезина. Она настаивает, что возражений у представителей КМНС к проекту постановления на этапе его публичного обсуждения не было. Документ был размещен на интернет-портале краевого правительства. Представители КМНС в ответ указывают, что в районах плохой интернет, а компьютер зачастую можно найти только в администрации района.
Сокращение было сделано в пользу федерального закона о "дальневосточном гектаре", вступившего в силу 2 мая 2016 года, говорят в минприроды края. Согласно закону, каждый гражданин РФ может получить бесплатно 1 га земли на Дальнем Востоке в аренду на 49 лет под жилое строительство, предпринимательскую деятельность или фермерское хозяйство. Пилотное выделение земли состоялось в ряде дальневосточных регионов 1 июня, с 1 октября закон начал действовать на всей территории Дальнего Востока. Пока заявку могут подать только жители этих регионов, а с 1 февраля 2017 года такая возможность будет у всех граждан РФ.
Актуализация земель произведена в интересах самих КМНС, пояснила "Ъ" Елена Балезина. По ее словам, до сих пор коренным народам было трудно получить право собственности на земли ТТП — это требовало денег и соблюдения множества бюрократических формальностей. Теперь, когда 15,8 млн га стали свободны от обременения, каждый из 22,8 тыс. представителей КМНС, живущих в крае, может взять себе бесплатно 1 га, а оставшиеся 15,77 млн га могут получить другие желающие. Госпожа Балезина подчеркивает, что 63 населенных пункта в крае находились ранее на ТТП и теперь их жители могут получить "бесплатный гектар" рядом со своим домом.
Резервы для "дальневосточного гектара" в Хабаровском крае искали на закрытом совещании у полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева в начале августа этого года. Юрий Трутнев констатировал, что 59% территории субъекта не подходят для распределения гражданам. "Нам надо землю, которую мы имеем право распределять, всю распределять. Всю выпавшую из оборота землю я буду рассматривать как то, что чиновники у граждан украли",— предупредил тогда господин Трутнев. Замглавы Минвостокразвития Кирилл Степанов сообщил "Ъ" после совещания: "Если это действительно охотничьи угодья или территории рыболовства, их трогать нельзя. Но если это населенные пункты, которые непонятно по каким основаниям были включены в те далекие годы в земли КМНС, почему бы не дать возможность выдавать там бесплатные гектары, освободив немного территорию?"
Представители КМНС говорят, что на сокращенной территории невозможно заниматься охотой. "В моем районе было 180 тыс. га ТТП, там находились наши национальные охотничьи предприятия, рыбопромысловый участок. Осталось 13 тыс. га — 10 на 13 км, как на такой маленькой территории охотиться? Нам предлагают взамен взять 1 га, на кого там охотиться? На полевых мышей?" — сказала "Ъ" председатель Совета уполномоченных представителей КМНС Советско-Гаванского района Хабаровского края Елена Коноплянко. Она направила письмо на имя губернатора края Вячеслава Шпорта, призывая отменить сокращение ТТП, обсудить этот вопрос с КМНС и выработать решение, которое всех устроит.
"Я понимаю, что мы много земель занимаем, и если бы был диалог, то мы бы пошли навстречу. Но зачем сокращать в десять раз?" — сказал "Ъ" председатель губернаторского Совета уполномоченных представителей КМНС Сергей Сусликов. Он и Любовь Одзял участвовали в последующих совещаниях в правительстве. По их словам, в правительстве согласились дать коренным народам возможность внести корректировки через администрации районов. "Территории нам вернут, губернатор отменит свое постановление",— утверждает господин Сусликов. Предложения надо будет предоставить до конца ноября, затем новые границы ТТП будут наложены на карту земель с "дальневосточными гектарами", но тут может возникнуть коллизия, если уже выбранный кем-то участок окажется на землях КМНС. "Эти предложения должны быть взвешенные, обоснованные и разумные. Мы готовы в кратчайшие сроки запустить их в работу, это же все диалог",— подчеркивает Елена Балезина.
Сергей Сусликов считает полезным закон о "дальневосточном гектаре". Он уже взял на себя, жену и ребенка гектары, на которых находится его охотничье зимовье, и призывает своих земляков сделать то же самое. Но и он не представляет, как будут сосуществовать рядом земли КМНС и гектары приезжих, особенно из других регионов, которые не знают таежных правил. "Сюда, в тайгу, полицию не вызовешь, связи-то нет. Даже внутренние разборки — кто-то соболя не там поймал — оборачиваются обычно сожженными охотничьими избушками",— говорит он.
Директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина считает, что идея "дальневосточного гектара" пока не оправдала себя. "Небольшое количество земель было разобрано в Приморском крае, где есть потенциал развития, но результаты будут только через год, когда станет понятно, под какие цели люди брали земли. Кроме того, коренные малочисленные народы в дальневосточных регионах отнеслись к идее выдачи гектара отрицательно, так как они опасаются ущемления их прав. Летом этого года Якутия и ЕАО даже просили отложить вступление в силу закона",— пояснила "Ъ" госпожа Ильина. Она сравнивает раздачу "дальневосточных гектаров" со столыпинской реформой, поощрявшей заселение и крестьянскую колонизацию азиатской части России. "Просто взяли этот механизм и, не учтя современную ситуацию и интересы народов, решили запустить его сейчас",— добавляет госпожа Ильина. Наделы, которые выделяло переселенцам правительство Петра Столыпина, составляли первоначально от 15 десятин (свыше 13 га). "Не думаю, что он (закон о "дальневосточном гектаре") даст такой же эффект, как известное решение, принятое в период Столыпина,— заявил в понедельник премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, заслушав доклад Юрия Трутнева о реализации данного закона.— Но определенный эффект, такой позитивный для развития Дальнего Востока с точки зрения мобильности трудовых ресурсов, он, несомненно, даст".