Проповедь привела имама в колонию
Духовный лидер салафитов проведет пять лет на общем режиме
Северо-Кавказский окружной военный суд вчера приговорил к пяти годам колонии бывшего имама мечети Восточная из дагестанского города Хасавюрта Магомеднаби Магомедова, считающегося одним из духовных лидеров местных салафитов. Он признан виновным в публичном поддержании терроризма и в возбуждении ненависти к органам госвласти. Защита намерена обжаловать приговор, считая, что он вынесен под давлением властей республики.
Поводом для уголовного преследования бывшего имама мечети Восточная дагестанского Хасавюрта Магомеднаби Магомедова стало его выступление перед верующими 5 февраля 2016 года. Тогда имам, комментируя решение властей закрыть одну из мечетей Хасавюрта, Северную, подверг резкой критике их действия. Соответствующая видеозапись попала в интернет, вызвав повышенный интерес со стороны правоохранительных органов к господину Магомедову.
Спустя два месяца после скандальной проповеди имам Магомедов был задержан, а затем арестован по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст. 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) и ст. 282 (возбуждение ненависти или вражды) УК РФ. Лингвистическая экспертиза, проведенная по заказу следствия, подтвердила, что высказывания священнослужителя были направлены на возбуждение вражды, а также на унижение достоинства человека по признакам вероисповедания и национальности.
Представляющий интересы имама адвокат Дагир Хасавов, выступая в суде, назвал доводы стороны обвинения надуманными. "Имам Магомедов своими действиями и обращениями к верующим скорее пытался предотвратить беспорядки, которые могли возникнуть из-за необдуманных действий правоохранителей",— заявил господин Хасавов. Он напомнил, что в тот день, когда сотрудники полиции закрыли в Хасавюрте мечеть Северную, которую посещали сторонники салафитского течения, на улицу вышли около 10 тыс. человек и ситуация могла выйти из-под контроля, если бы не вмешательство имама Магомедова. "Он (имам.— "Ъ") отправился на переговоры в администрацию города, в результате чего было принято решение о возобновлении работы мечети",— уточнил адвокат.
По словам господина Хасавова, высказывания имама Магомедова, расцененные как поддержка терроризма и разжигание ненависти, на самом деле были неверно интерпретированы. "Имам не провоцировал насилие, он всего лишь призывал не оставаться равнодушными к неправедным действиям сотрудников правоохранительных органов и чиновников, по надуманным предлогам преследующих верующих",— рассказал адвокат. По его мнению, имам лишь призывал в законном порядке, через суд, обжаловать подобные действия. "Имам Магомедов никак не выступал против власти, наоборот, свое влияние всегда использовал для предупреждения насилия через диалог власти и верующих",— отметил господин Хасавов.
Следует заметить, что мечеть Восточная, в которой служил имам Магомедов, в свое время была построена на деньги бывшего главы Хасавюрта, а ныне министра транспорта, связи и энергетики Дагестана Сайгидпаши Умаханова и носит имя его матери Зубайды. О том, что он не собирался нарушать закон — "ни божий и ни светский", в своем последнем слове сказал и сам господин Магомедов. Он попросил суд вынести ему оправдательный приговор, отметив, что "те, кто разлучает его с семьей и больными родителями", совершают большой грех. "Я надеюсь встретиться с ними (представителями обвинения.— "Ъ") в судный день",— завершил свое выступление имам.
Однако суд внял стороне обвинения. При этом если прокуратура запрашивала для подсудимого пять лет колонии-поселения, то суд ужесточил наказание, отправив господина Магомедова на тот же срок в колонию общего режима. Его защита собирается обжаловать приговор.