Украинские санкции застряли на перегоне
Киеву с первой попытки не удалось запретить цистерны из РФ
Воплощение в жизнь украинских санкций против российских компаний обернулось конфузом. Киев сначала запретил российским железнодорожным операторам, попавшим под новые санкции, ввоз грузов и транзит, а потом вынужден был приостановить запрет. Он будет возобновлен 1 ноября: за время паузы владельцам вернут порожний подвижной состав. Но страну в результате запрета ждет дефицит цистерн, предвидят эксперты: украинский парк сильно изношен. Санкции могут негативно повлиять и на внутренние цены на Украине на ряд товаров, импорт которых обеспечивали российские компании.
Вслед за введением Украиной санкций в адрес ряда российских операторов железнодорожная администрация страны запретила перевозку грузов в цистернах подсанкционных компаний. Об этом сообщило украинское издание «Нефтерынок», ссылаясь на телеграмму «Укрзализныци» (УЗ, железные дороги Украины) от 21 октября. В сентябре 2015 года Украина уже ввела санкции против длинного списка физических и юридических лиц, в число которых тогда попала Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина и ее дочерняя «ПГК в Украине» (см. “Ъ” от 18 сентября 2015 года). А 17 октября 2016 года вступил в силу указ президента Петра Порошенко, продлевающий действие санкций еще на год и расширяющий список лиц. Из железнодорожных компаний РФ в него попали «СГ-транс», «Нефтетранссервис» и подконтрольный ему «Промтрансинвест», «Рейл1520» (входит в ОВК Александра Несиса), а также «Сбербанк Лизинг». Им предписаны ограничения торговых операций, полное прекращение транзита ресурсов и перевозок по Украине, приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств перед ними.
Вслед за этим УЗ 21 октября запретила перевозку всех грузов и транспортировку порожних вагонов, в том числе транзит по Украине вагонов, находящихся в собственности этих компаний, а также ООО «Астон» и ООО «Рейл1520 Сервис», цитирует «Нефтерынок» телеграмму. Но вчера последовала новая телеграмма УЗ, уведомляющая об отмене конвенционного запрета, сообщает издание. Запрет будет возобновлен 1 ноября. По словам собеседника “Ъ” в отрасли, Украина берет паузу на то, чтобы вывезти за пределы страны порожний подвижной состав. Это позволит избежать сложностей, которые возникли в прошлом году при выводе за пределы Украины вагонов ПГК. Собеседник “Ъ”, близкий к Мининфраструктуры Украины, говорит, что в новом запрете найдет отражение список санкционных компаний, который дополнят до 31 октября, когда вступят в силу расширенные санкции. В этот список, поясняет он, должны войти кроме физлиц и юрлица, связанные с российскими учредителями, если состав учредителей будет документально подтвержден. Их хозяйственная деятельность на территории Украины будет запрещена, говорит собеседник “Ъ”.
Сами санкции нарушают привычную структуру поставок продукции нефтепереработки и нефтехимии на Украину. В частности, «СГ-транс» ввозит на Украину существенные объемы потребляемых страной сжиженных углеводородных газов (СУГ), обслуживая до 50% суточного импорта этих грузов из России. Как сообщал собеседник украинского портала OilNews, местные трейдеры ожидают резкого роста цен на СУГ после остановки цистерн «СГ-транса» (до 3–5 тыс. гривен за тонну, то есть 7,3–12,1 тыс. руб. по текущему курсу).
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что у Украины возникнут сложности без российских цистерн: собственный парк в стране чрезвычайно изношен, и более 60% цистерн непригодно для перевозок, а средств на обновление нет (последний раз цистерны закупались в 2011 году — две единицы, а в целом с 2005 года закуплено всего 80 штук). Так, из 14 тыс. нефтеналивных цистерн 3,7 тыс. подлежат списанию, причем средний возраст цистерн для светлых нефтепродуктов составляет 30 лет при нормативном сроке службы 32 года, говорит он. Но решение приостановить запрет, чтобы пропустить порожний парк, эксперт считает правильным.