Посторонние на взлетной полосе
Животные и птицы часто мешают работе аэропортов
Пилоты отказались сажать самолет из-за лисицы на посадочной полосе. Инцидент произошел в аэропорту Шереметьево. Летчики заметили неподвижное животное еще на подлете и решили уйти на второй круг. По территории разных аэропортов мира бродят собаки, козы и коровы. Угрожают ли они безопасности пассажиров, выясняла Светлана Белова.
Покружить над аэропортом пришлось пассажирскому лайнеру А320, рейс Нижневартовск-Москва. Диспетчеры увели самолет на второй круг из-за постороннего предмета на посадочной полосе. Оказалось, что это тело лисицы. Но быстро определить, насколько это опасная помеха, невозможно, пояснил руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«Для командира воздушного судна задача не из простых при скорости движения 200-250 км/ч разглядеть, может быть, за километр, что это конкретно на полосе: живая лиса или какой-нибудь металлический предмет. Командир сообщает на землю диспетчеру, и принимаются все меры, чтобы освободить полосу от посторонних предметов», — рассказал Пантелеев.
Два месяца назад подобный случай произошел в аэропорту Домодедово. Там живая лиса бегала по взлетно-посадочной полосе. Рейсу из Туниса также пришлось уйти на второй круг. А в Ростове-на-Дону два года назад гоняли по аэродрому бродячую собаку. Не часто, но все же появляются сообщения из разных точек мира, что посадке помешали животные — дикие или домашние. Избежать таких вторжений можно, просто выкосив вовремя траву на территории аэродрома.
Более распространенная помеха в авиации — это птицы. По данным Международной организации гражданской авиации, каждый год в мире происходит около 5 тыс. случаев столкновения воздушных судов с птицами. На Россию приходится около 70. Эксперты утверждают, что при скорости самолета в 700 км/ч, птица бьет втрое сильнее, чем снаряд 50- миллиметровой пушки. Но в некоторых аэропортах об этом не беспокоятся, сообщил руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко.
«В Стамбуле в аэропорту имени Ататюрка безумие, это надо видеть: там летают самолеты и вокруг них несколько десятков птиц, видно, что они мешают взлету, но в аэропорту самом относятся к этой проблеме спокойно — "ну летают и летают"», — отметил в эфире «Коммерсантъ FM» Петроченко.
В большинстве аэропортов мира пернатых отпугивают с помощью акустических установок. Они транслируют крики бедствия различных птиц или звуки выстрелов из ружья. Но самые эффективные борцы — ястребы и соколы. В Домодедово, например, работает специальная орнитологическая служба, отметил председатель совета директоров московского аэропорта Дмитрий Каменщик
«Орнитологические службы существуют, к слову сказать, не везде, не во всех аэропортах, но в крупных они существуют. У нас тоже есть орнитологическая служба, которая занимается борьбой с птицами-нарушителями», — подчеркнул Каменщик.
Согласно международным стандартам, перед продажей каждый самолет должен пройти тест на птицестойкость. Например, на специальных стендах фюзеляж и стекло обстреливают из пневмопушек птичьими тушками. В распространенных акустических отпугивателях эксперты обнаружили необычный дефект. Оказалось, что птицы различают соперников по национальному признаку. Так, руководство главного аэропорта КНР было вынуждено отказаться от закупленных проигрывателей производства США. Китайские птицы не реагировали на крики иностранных ястребов.