Мобильный бизнес
экспертная оценка
Логистика по степени проникновения информационных технологий в основные бизнес-процессы стоит в одном ряду с такими высокотехнологичными отраслями, как финансовый сектор (банки), телеком (операторы связи). Мобильные инструменты используются в логистике как на разных этапах технологической обработки грузов, так и при организации коммуникаций с клиентами и предоставлении им услуг.
При технологической обработке груза мобильные устройства активно используются курьерской службой и складским персоналом. Какие задачи решаются при их применении и что помогает повысить эффективность работы?
В работе курьерской службы (при приеме груза у клиента и доставке получателю) с помощью мобильных устройств выполняются следующие операции и решаются задачи: выдача заданий водителям и контроль за их перемещением, формирование оптимальных маршрутов, управление форс-мажорными ситуациями (например, водитель ушел с маршрута, не успевает доехать в пункт назначения или машина сломалась, попала в ДТП и т. д.), отслеживание статуса выполнения задания, фотофиксация груза и т. д.
Если у курьера есть мобильные принтер и весы, то он может осуществлять полноценные операции по оформлению и приему груза: обмер, взвешивание и маркировку, что значительно упрощает все последующие операции с грузом на складе. Мобильные устройства, выступающие в роли терминалов для оплаты банковскими картами, позволяют проводить необходимые финансовые трансакции.
Благодаря широкому распространению мобильных устройств возможна организация "биржи заказов", когда подключенные к системе водители могут в оперативном режиме принимать срочные заказы на доставку (по модели Uber или "Яндекс.Такси"). Это позволяет логистическому оператору обеспечить наиболее широкую сеть покрытия и существенно сократить сроки и стоимость перевозки, так как в данном случае можно оптимизировать количество сотрудников и резервное количество автомобилей в парке.
В виде разнообразных терминалов сбора данных мобильные устройства становятся незаменимыми при выполнении складских операций. Перемещение груза по складу, погрузка/разгрузка межтерминальных рейсов, размещение по ячейкам склада, комплектация заказов клиентов, инвентаризация, выдача груза и другие операции с помощью данных устройств оперативно отображаются в системе управления складом WMS. Это обеспечивает наличие в ней актуальной информации по грузам. При этом минимизируется влияние человеческого фактора, что полностью избавляет от траты времени на передачу и обработку информации.
Кроме того, с помощью специальных мобильных устройств можно проводить быстрый поиск интересующих грузов, которые маркируются радиометками (RFID-метки), а также инвентаризацию. Чтобы автоматически регистрировать в системе перемещения таких грузов, требуются считыватели. Также с помощью мобильных устройств можно отслеживать перемещение складского персонала и техники и в режиме реального времени наблюдать за их местоположением.
Второе направление использования IT-инструментов в логистике — это организация коммуникации с клиентами и предоставление им услуг.
Используя любой гаджет, клиент через мобильное приложение с адаптированным интерфейсом или напрямую через браузер на сайте логистического оператора может узнать предварительную стоимость перевозки, написать, чтобы груз забрал курьер, заказать какие-либо дополнительные услуги, отследить статус груза, его местоположение, получить информацию о пунктах выдачи и времени их работы, оплатить услуги и т. д.
Современные мобильные приложения ориентированы на то, чтобы заказчик мог осуществлять все операции онлайн. Уже сейчас при сдаче груза на склад или заказе курьера клиент может осуществить оплату, получить всю необходимую информацию и документы в электронном виде через мобильные сервисы. Это экономит время заказчика и издержки логистического оператора, ведь при таком подходе расходы на содержание офиса и штат сотрудников заметно сокращаются.
Использование мобильных инструментов в логистике позволяет повысить эффективность и скорость работы. Степень их проникновения в бизнес-процессы возрастает. Возможности контроля и быстрота предоставления актуальной информации с помощью информационных технологий в ближайшее время превратятся из конкурентного преимущества отдельных компаний в необходимость для всей отрасли.