Стимул для регионов
логистическая география
Участники логистического рынка в России констатируют: в последнее время промышленный экспорт стал более чувствителен к политическим и экономическим потрясениям в мире. Однако несмотря на это, экспорт в некоторых отраслях растет, а значит, увеличиваются и перевозки продукции. Основные надежды эксперты возлагают на сельское хозяйство. Лидерами перевозок остаются железнодорожный и морской транспорт, однако переориентация экспорта на Юго-Восточную Азию привела к росту популярности мультимодальных перевозок.
Российский экспорт диверсифицирован по регионам в зависимости от того, где сконцентрировано производство тех или иных товаров: логистическая география аналогична промышленной и аграрной, говорит Иван Головко, руководитель направления "Международный транспорт" FM Logistic. Большой объем агроэкспорта идет из южных регионов страны — с Кубани, из Ставропольского края, поясняет эксперт. Промышленный — из традиционных регионов-производителей: с Урала, из Татарстана, Башкирии и всех городов-миллионников России. Сырьевой экспорт и экспорт продуктов низкого передела — из регионов добычи: Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа. "Особенностью экспорта в России является то, что основной поток экспорта — это товары с низкой добавленной стоимостью, большими объемами и часто в насыпной или наливной форме. Классический промышленный экспорт составляет невысокую долю в стоимостном выражении",— поясняет Иван Головко. По его словам, особенностями несырьевого экспорта являются отправка из основных промышленных зон, многие из которых возникли еще в советское время, и труднопредсказуемая география поставок: "В последние годы наш промышленный экспорт стал более чувствителен к политическим и экономическим потрясениям в мире".
Среди отраслей, на которые ослабление рубля повлияло положительно,— сельское хозяйство. По словам учредителя V.I.G. Trans Игоря Ребельского, в этой области отмечается увеличение объемов и поставок. "Особенно быстро растет экспорт кукурузы и пшеницы (27% и 34% соответственно), поставки подсолнечного масла увеличились на 8%",— говорит господин Ребельский. Экспорт продуктов питания за первое полугодие 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в денежном выражении на 6,7% (до $6,4 млрд). "Динамично растут автомобильные перевозки в Евросоюз стекла и изделий и него (+75,6%), промышленного оборудования (+63,5%), свинца и изделий из него (+47,9%)",— рассказывает эксперт. Что касается стран ЕС, с которыми у России действует режим санкций, то, несмотря на них, в этом направлении выросли в физическом выражении перевозки таких грузов, как дерево и изделия из дерева — на 23,4%, минеральное топливо, масла и продукты их перегонки — на 137,3%, неорганические химикаты — на 23,8%, алюминий и изделия из него — на 20,2%. Абсолютным рекордсменом стали удобрения: их экспорт в страны ЕС вырос на 538%.
Что касается видов транспорта, то, по словам Алексея Безбородова, генерального директора агентства InfraNews, для экспортных перевозок логистические операторы традиционно используют железнодорожный транспорт и порты. "Автотранспорт проигрывает на сухопутных погранпереходах везде, где требуется нормальное оформление документов (для возврата НДС); там, где этого не требуется (при контрабанде или сером экспорте леса в Китай или рыбы в ЮВА), авто выигрывает",— поясняет эксперт. При этом он признает, что зачастую до портов автотранспортом перевозят и экспортируемые товары — алюминий, каучук и др. "Однако все равно большая часть экспортных поставок — на РЖД и стивидорах",— подчеркивает господин Безбородов.
При этом, говорит господин Ребельский, достаточно активно развиваются и другие виды доставки. Помимо морских перевозок в приоритете мультимодальный формат, особенно если речь идет о транспортировке товаров в Юго-Восточную Азию: "Рынок экспортных автомобильных грузоперевозок РФ--ЕС в первом полугодии 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показал рост 20% (до 5318 тыс. тонн)". При этом экспортные авиаперевозки сократились на 43,9%.
Таким образом, в приоритете остаются железнодорожная и морская доставки. Однако эксперты надеются, что выбор у потребителя станет шире, а значит, в ближайшее время удастся найти баланс между главными параметрами перевозок — качеством, сроком и ценой. Для этого необходимо расширять транспортную инфраструктуру, без которой экономика любого государства не может активно развиваться. В России отсутствуют высокоскоростные магистрали, напоминает учредитель V.I.G. Trans. Из-за отсутствия дорог в дальних регионах РФ доставка автомобильным транспортом невыгодна, так как ложится на себестоимость товара. "Многое зависит не от того, какой вид транспорта преобладает, а как будет развиваться транспортная инфраструктура",— поясняет господин Ребельский. При наличии хороших дорог, большого количества транспортно-логистических узлов будет расширена сеть железнодорожных путей, конечный потребитель сможет выбирать вид доставки.
Не стоит забывать и об усовершенствовании складской логистики. Господин Головко считает, что в России появится сеть консолидационных складов, способных обеспечить даже мелкого экспортера возможностями таможенного оформления и отправки груза в любую точку мира. "В рамках инициативы правительства РФ и инициатив РЭЦ будут появляться логистические площадки, позволяющие мелким компаниям-экспортерам полностью обеспечивать свои логистические потребности — хранение, таможенное оформление, перевозку и доставку",— соглашается Сергей Лапин, первый заместитель генерального директора SPSR Express. Генеральный директор компании Praedium Денис Артамонов говорит, что тенденция к консолидации складских площадей уже есть. "Международные логистические операторы стремятся консолидировать на своих площадях ритейлеров "по национальному признаку" — к примеру, FM Logistic построил складской центр на Дмитровском шоссе и консолидировал в нем товары французских компаний. А немецкий оператор Schenker сейчас ищет площадку для строительства центра, в котором планирует консолидировать немецкие компании",— рассказывает эксперт.
Участники рынка полагают, что самым популярным видом перевозок останутся в ближайшее время железнодорожные. В географическом плане основными драйверами роста станут Китай, страны ЕАЭС и АСЕАН, а также страны БРИКС: торговые отношения с этими регионами укрепляются, российский бизнес в них становится более популярным. В целом же, по прогнозам участников рынка, Россию ждет как развитие традиционного экспорта — оружия, зерновых, удобрений, металлов, так и поставок продукции, которая ранее не считалась традиционным российским экспортом: готовых продуктов питания, мяса, легковых автомобилей.