Как отличить госзаказ от цензуры?
«Pro и Contra»: Деятели культуры уточняют понятия
В Кремле призвали Константина Райкина не путать госзаказ с цензурой. Так пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал недавнюю речь режиссера о вмешательстве в культуру. В частности, Райкин заявил, что в России в последнее время закрывается много выставок и спектаклей. Он также высказал опасения, что страна вернется «в сталинские времена». Однако, как отметил в беседе с журналистами Дмитрий Песков, «цензура как таковая недопустима». Но если государство «заказывает произведение искусства» и дает на это деньги, то вправе «обозначить ту или иную тему». Художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз и член комитета Госдумы по культуре Сергей Боярский обсудили тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Петром Косенко в рамках программы «Pro и Contra».
Иосиф Райхельгауз: «Когда Песков говорит о том, что государство заказывает и оно вправе знать, что заказывает, я с ним совершенно согласен: оно вправе знать. Единственное, мне хотелось бы понимать, кто определяет эти критерии: эти самозванные союзы офицеров, так называемых религиозных фанатов, защитников? Или это все-таки некие квалифицированные люди?
Ведь сохранились еще формулировки "разрешить пьесу" или "не разрешить пьесу", "сдавать спектакль" во многих провинциальных городах, где театрами руководят бывшие заведующие овощными базами, а в некоторых местах даже бывший начальник тюрьмы. Они руководят по своему вкусу, считают, что они представляют государство, определяют, какой режиссер хороший, а какой — плохой, какая пьеса хорошая, а какая — плохая.
Конечно же, если сегодня сравнивать с чудовищными застойными временами советской власти, то мы находимся на свободе. Мы ставим как хотим, что хотим. Определяющим в нашей работе является посещаемость зрителей. К счастью, театр "Сатирикон", как и многие московские театры, очень хорошо посещается, это все замечательно. Тем не менее, симптомы цензуры сегодня есть.
Эти активисты очень чувствуют, кто их поддерживает. Они ведь понимают, что если бы их остановили, они бы не пошли. Но они понимают, что их будут поощрять, а не останавливать, к огромнейшему сожалению».
Сергей Боярский: «Я знаком с текстом речи Константина Аркадьевича Райкина. В ней очень много боли, в ней очень много поставлено вопросов наболевших. Я во многом с ним согласен: не должны псевдообщественные организации врываться на выставки, устраивать беспорядки — эти действия лежат вне закона и должны порицаться, в том числе и государством. Но мне кажется, ответ Дмитрия Сергеевича Пескова всеобъемлющ. Действительно, государство вправе ставить определенные задачи за те средства, которые выделяет на театральные постановки. Я бы хотел сказать, что есть и обратная сторона медали. Мне кажется, что авангардное искусство, современное, смелое, получило карт-бланш уже достаточно давно. И у нас в избытке таких ярких современных постановок, а в обществе появился запрос на классические ценности.
Дилетантство, оголтелое желание поучаствовать во всем, не имея об этом никакого представления — это всегда, к сожалению, было, есть и, наверное, будет. И перегибы на местах тоже существуют. Речь должна идти о чувстве меры, о некой пропорции, когда государство поддерживает и развивает с помощью уважаемых экспертов, которые смогут повлиять на репертуары основных классических театров, хотя бы наполовину поддерживая наши классические русские произведения или не русские, не важно, просто классику. Отдать какой-то процент на эксперимент, на авангард. Конечно, ни в коем случае не вмешиваться в то, что происходит на альтернативных площадках за частные деньги».
Слушать полную версию: