"Брутальный, тюнингованный, премиальный — таким мы видим пикап в Москве"
Директор департамента продаж и маркетинга Mercedes-Benz Vans Мартин Кухен — о самой необычной новинке марки
На прошлой неделе в Стокгольме автоконцерн Daimler AG представил два концепт-кара своих будущих пикапов, производство которых должно начаться весной следующего года. С ними немецкий производитель открывает новый для себя сегмент, который в номенклатуре его продуктовой линейки будет называться X-Class. О том, что значит пикап для Mercedes, корреспонденту Дмитрию Панову рассказал директор департамента продаж и маркетинга Mercedes-Benz Vans Мартин Кухен.
В "коммерческой" продуктовой линейке Mercedes не хватало модели класса light truck. А вот Volkswagen, прямой конкурент Mercedes в классах малотоннажных грузовиков и легкой коммерческой техники, уже давно вывел на рынок пикап Amarok. Почему компания выпустила пикап только сейчас?
— Пикапы делятся на два подкласса, различающиеся по грузоподъемности: большие, или полноразмерные, full-size, и среднеразмерные, mid-size, грузоподъемностью до тонны. Северная Америка считается рынком пикапов full-size. Со своим пикапом Mercedes собирается войти в сегмент mid-size. На глобальном рынке в этом сегменте сейчас происходят сильные позитивные для нас изменения: его клиенты начинают все чаще смотреть на пикап не как на коммерческий автомобиль, а как на машину для личного использования. Эта тенденция соответствует нашей стратегии Vans goes global и открывает для нас новые большие возможности.
Вы, конечно, знаете, что в России пикапы покупают в основном не для коммерческого использования. Вероятно, это свойственно рынкам, на которых слабо развит малый бизнес. Здесь две основные категории покупателей пикапов. Одна — это те, кто выбирает пикап как более доступную по цене альтернативу большому внедорожнику. А вторая — это аудитория, которая приобретает пикап для развлечений, занятий спортом, она относится к покупателям автомобилей более высокого ценового сегмента.
— В России сегмент пикапов пока развит слабо. Сегодня его годовой объем не превышает 10 тыс. единиц. Но как раз вторая аудитория покупателей, которую вы сейчас назвали, имеет хороший потенциал роста в России. Среди его покупателей может быть немало владельцев внедорожников — людей с достатком, ведущих активный образ жизни, любящих, например, выезжать на природу, стремящихся подчеркнуть свой имидж.
Мы прогнозируем, что в течение ближайших десяти лет российский рынок автомобилей увеличится в два раза. Вместе с ним будет расти и сегмент премиальных пикапов.
Могу легко представить на улицах Москвы черный затонированный пикап Mercedes вроде Gelandewagen 63 AMG — с широкими колесами, рычащей выхлопной системой и мощным турбированным мотором...
— Вы сделали очень хорошее сравнение. Брутальный, тюнингованный, премиальный — именно таким мы видим наш будущий пикап в таком городе, как Москва. Пикап может производить такое же впечатление на окружающих, как и дорогая мощная версия внедорожника G-класса. На пикапе, как и на модели G-класса, можно при желании поехать за город на бездорожье. Наиболее дорогие модели нашего пикапа наверняка будут здесь популярны. Они позволят выделяться, подчеркивать статус. Для российских клиентов премиум-класса это очень важно, и мы не оставим это без внимания.
На североамериканском рынке производители пикапов full-size уделяют большое значение кастомайзингу, выпускают особые версии, такие как Ford F-150 Harley Davidson edition, F-150 SVT Raptor. Для вашего пикапа будут разрабатываться подобные программы?
— Безусловно. Для владельцев пикапов очень важна индивидуализация. Но более конкретно говорить об этом можно будет после того, как пикап выйдет на рынок.
Компания представила два концепта пикапов. Один — с дорогим оснащением, премиальный, другой — попроще. Какой из них будет пользоваться наибольшим спросом?
— Mercedes-Benz — это прежде всего премиум-бренд, который выражен в дизайне, в детальной проработке интерьера, в функциональных возможностях... Поэтому наибольшая доля продаж продукта будет приходиться на премиальный сегмент. Но нам также интересны рынки, где есть хороший спрос на недорогие пикапы, например в Азии, Южной Африке. Там будут продаваться не такие дорогие модели: с простой отделкой, моноприводом, небольшими двигателями.
Значит, пикап Mercedes, как и Gelandewagen, будет на разных рынках иметь разное позиционирование? В Африке одно, в России — совершенно другое...
— Возможно. Возьмем, например, рынок Европы. Там нет такого количества G63 AMG и G65 AMG, как в России. Там популярны более практичные вариации. Да и вообще, сложно найти страну, в которой есть такой спрос на дорогие модели G-класса, как здесь. Такая же ситуация может быть и с пикапом.
Какой потенциал имеет рынок пикапов mid-size в мире?
— Сегодня объем этого сегмента на мировом рынке составляет около 2 млн единиц. Мы прогнозируем, что в ближайшие пять-шесть лет он вырастет примерно на 30%. Потенциал довольно хороший.
Сегмент full-size обладает меньшим потенциалом?
— Спрос на него снижается. В Северной Америке сейчас происходит его спад. Это связано с высокой ценой на топливо и большими налогами. В Европе продажи больших пикапов тоже падают, потому что там в городах еще и очень сложно найти для них парковочное место.
Какие рынки станут для будущего пикапа Mercedes ключевыми?
— В первую очередь это южноамериканские рынки — аргентинский и бразильский. И еще Австралия и Южная Африка. Есть еще один очень крупный рынок mid-size-пикапов — азиатский. Для нас он представляет достаточно большой интерес, но мы также понимаем, что нам будет очень сложно выходить на него, потому что там основной спрос приходится на очень простые, утилитарные пикапы. Хотя и там есть растущий премиальный сегмент.