«В скандале отразилось истинное отношение нового поколения элиты к России»
Скандал вокруг студентки МГИМО, которая назвала Россию «Рашкой», набирает обороты. На высказывание девушки отреагировали уже в Министерстве образования. Там заявили, что подобные вещи недопустимы. Дочь миллионера Мусы Бажаева Элина опубликовала фото из путешествия по Америке. В комментариях ее спросили: «Где лучше, в США или в "Рашке"?». Она ответила: «Везде лучше, чем в "Рашке"» и добавила, что при одной мысли о Москве ей становится дурно. Стоит ли привлекать к ответственности тех, кто публично называет Россию «Рашкой»? Разбирался обозреватель «Коммерсантъ FM» Станислав Кучер.
Девушке, ее семье и руководству главного политического вуза страны не позавидуешь. Если бы в далекие 80-е фразу «везде лучше, чем в совке», пребывая в той же Америке, обронил в публичном пространстве студент МГИМО, сын большого партийного чиновника, ему бы точно пришлось расстаться со студенческим билетом, а его отцу, вероятнее всего, с партийным. Тогда, впрочем, случайно подобной ситуации не могло возникнуть в принципе. Мальчики и немногочисленные девочки-мажоры прекрасно знали границы возможного. Думай о своей стране что хочешь, мечтай жить и работать за границей, но помни: открытая критика Родины мгновенно превращает тебя в диссидента, рисует жирный крест на карьере и ставит под удар всю семью. На протяжении десятилетий все и всем было предельно ясно. Сегодня правила игры меняются столь стремительно, что за политической модой не уследишь.
Еще в прошлом сезоне размер кошелька или высокий пост родителя позволял безнаказанно летать по столице на любых машинах, скоростях и в любом состоянии, а в нынешнем — сын вице-президента ЛУКОЙЛа нарывается на публичную порку и как минимум конфискацию своего Gelandewagen. Еще вчера, казалось, на то олигархи и чиновники и зарабатывали деньги в России, чтобы их дети могли по полной развлекаться, оставаться и размножаться в Майами, Лондонах и прочих Монак, а сегодня с подачи Кремля сия практика официально признается порочной.
Еще несколько лет назад слово «Рашка» воспринималось чуть ли не как уменьшительно-ласкательное от «Нашей Раши», а сегодня, оказывается, это унизительное оскорбление. Причем говорят об этом не оппозиционеры-белоленточники, а представители той самой политической элиты, частью которой, наверняка, считает себя семья героини нынешнего скандала.
За вашей модой не угонишься. Что вообще происходит? Мне кажется, в какой-то момент именно такие мысли посетили студентку элитарного вуза. А происходит то, что это все не игра. Какой бы ни была пропагандистская риторика, в Кремле понимают: Советский Союз развалился не столько потому, что его развалили агенты мирового империализма, сколько потому, что он сгнил изнутри. И признаком этого гниения в числе прочего было то, что львиная доля детей советской элиты 80-х верила не в идеалы социализма, а вот в это самое «везде лучше, чем в совке».
Можно гадать и спорить о том, во что хочет превратить страну национальный лидер — в подобие Союза 70-х, в противовес американской гегемонии, или в нечто более свежее и жизнеспособное. Но очевидно одно: его план не осуществить, если не заставить элиту вернуть в Россию свои три «д» — деньги, дома и детей.
В нынешнем скандале, как в капле воды, отразилось истинное отношение нового поколения той самой элиты к России. Не всего, конечно, но очень значительной его части. Это потребительско-паразитическое отношение к стране как к территории, где волею судеб случилось родиться, где умные родители сделали свои состояния и откуда непременно нужно уехать. Осознанное это отношение или нет, но оно такое. И при таком отношении от неизбежного «гниения» изнутри одни только памятники Ивану Грозному не спасут. Потому что, перефразируя слова еще одного популярного нынче исторического деятеля, других элит у национального лидера для вас и для себя самого нет. Или есть?