Рубли с плеча
Четверть депутатов приморского заксобрания лишили возможности получать зарплату
Фракция КПРФ, вторая по численности в заксобрании Приморья, вчера покинула зал заседаний в знак протеста против «финансового удушения оппозиции». Такой демарш коммунисты предприняли из-за поправок в краевое законодательство, предложенных единороссами, согласно которым зарплату в парламенте могут получать только спикер, его заместители, председатели комитетов и их заместители — подавляющее большинство этих постов отошло партии власти. Во фракции «Единой России» поведение коммунистов назвали «излишне эмоциональным».
Скандал разразился вчера на очередной сессии заксобрания Приморья. Согласно поправкам в краевой закон «О статусе депутата», предложенным единороссом Игорем Чемерисом, ограничивается число законодателей, имеющих право работать на профессиональной постоянной основе. По его мнению, зарплату за свой труд должны получать спикер заксобрания, его заместитель, председатели шести комитетов и их заместители, а также по одному представителю от каждой фракции. Если учесть, что число зампредов комитетов ограничено тремя, а в парламенте сформировано пять фракций, на постоянной основе смогут работать максимум 31 из 40 депутатов. В своей пояснительной записке депутат Чемерис обосновал поправки необходимостью «оптимизации расходов краевого бюджета на содержание органов госвласти».
Предложение единоросса в штыки встретила фракция КПРФ. «О какой оптимизации расходов идет речь, если в предыдущем созыве на постоянной основе работало максимум 27 депутатов»,— выразил недоумение коммунист Владимир Беспалов. Он напомнил, что из 25 единороссов 21 вошли в руководящие органы. Портфели также получили два представителя ЛДПР и по одному — справоросс и коммунист. «Вторая по численности фракция получила только один пост. Такое распределение не соответствует принципам справедливости и грубо нарушает права оппозиции»,— подчеркнул господин Беспалов. По его мнению, истинная цель поправок господина Чемериса — «финансовое удушение оппозиции».
Член фракции КПРФ Артем Самсонов выступил с альтернативным законопроектом. По его мнению, зарплату депутата в размере 140 тыс руб. в месяц, значительно превышающую среднюю по краю, получать «стыдно» и поэтому большинство законодателей должно работать на общественных началах. Зарплату в размере не больше 70 тыс руб. должен получать только спикер и председатели комитетов, предложил коммунист.
«Это скулеж, плач Ярославны. Вы зубами держитесь за зарплаты. У вас всего 20% мандатов, но 25% ваших депутатов имеют право на зарплаты. Вам этого мало?»,— возмутился депутат Чемерис. В ответ глава фракции КПРФ Анатолий Долгачев заявил об уходе всех депутатов-коммунистов с заседания, и добавил, что отказывается от поста зампреда комитета по социальной политике. Уже в отсутствии коммунистов заксобрание сразу в трех чтениях одобрило поправки.
«Коммунистов наказывают рублем за самостоятельную, не согласованную с краевыми властями позицию»,— заявил „Ъ“ Анатолий Долгачев. По его словам, значительную часть зарплаты депутаты-коммунисты отдают в «партийную кассу». В предыдущем созыве большинство законодателей-коммунистов работали на постоянной основе, а теперь им придется выполнять функции парламентариев на общественных началах. Господин Долгаев пообещал, что коммунисты продолжат отстаивать интересы избирателей и вернутся в зал заседаний.
Сразу после выборов из восьми депутатов-коммунистов шестеро изъявили желание работать на постоянной основе в заксобрании. Двое из них, как сообщил „Ъ“ Владимир Беспалов, сложили полномочия глав дум Партизанска и Яковлевского района. «Люди остались без источников дохода. А в заксобрании, как признал спикер Ролик, пока только 19 человек готовы работать на постоянной основе. Многие из единороссов — богатые бизнесмены, и им зарплаты депутатов ни к чему. Они от них откажутся, но роль собаки на сене исполнят»,— сказал депутат Беспалов.
«Коммунисты были излишне эмоциональны при обсуждении этого вопроса»,— ограничился кратким комментарием глава фракции «Единой России» Александр Костенко. «Мы наблюдаем попытку со стороны правящей партии лишить оппозицию, в лице КПРФ, источников финансирования»,— констатирует политолог Виктор Бурлаков.