Хватит пылить
технологии
Грузовой авиаперевозчик Cargolux обещает сократить выхлопы углекислого газа на 10% за пять лет, второй по величине ритейлер в США Kroger — на 20%, правительство Нидерландов учреждает программу, которая раздает транспортным компаниям звезды за достижения в сфере зеленой логистики, а губернатор Калифорнии требует от перевозчиков совсем перестать загрязнять воздух. Похоже, что в заботе об окружающей среде мировая транспортная отрасль скоро переплюнет сам "Гринпис".
В 2016 году во второй по значимости итальянской лиге была впервые в истории футбола официально показана... зеленая карточка. Ею поощряется игрок, который повел себя корректно и уважительно по отношению к сопернику и товарищам по команде, например сам признался в нарушении правил или, скажем, подсказал судье, что мяч за пределы поля ушел от него, а не от игрока противоположной команды.
Еще в 2008 году правительство Нидерландов решило награждать транспортников и логистов своего рода зелеными звездами за вклад в заботу об окружающей среде. Если компания добилась определенных целей в сфере экологии, например сократила вредные выхлопы, потребление энергии, уровень шума и т. д., то получала право нанести на свои машины и другие активы логотип государственной программы Lean & Green с одной звездой. По мере достижения новых успехов поставщик логистических услуг получал новые звезды — и так вплоть до пятизвездного уровня, который характеризует полное отсутствие выбросов углекислого газа в атмосферу.
Запущенная в Нидерландах и набравшая там уже около 300 участников, программа Lean & Green затем распространилась на Германию, Италию, Люксембург, Словакию и ряд других стран, охватив не только транспортный, но и другие сектора. В Германии среди первых компаний, получивших звезды,— торговые сети Aldi, Karstadt и производитель бытовой химии Unilever.
Перевозчик Cargolux, который стал первой авиакомпанией в числе номинантов Lean & Green, не скрывает, что для него награждение звездой несет вполне конкретные конкурентные преимущества: "Наши клиенты и партнеры, экспедиторские компании по всему миру знакомы с этой программой, и награда значительно улучшает нашу репутацию". Cargolux поступил довольно хитро: усилия по повышению производительности он красиво упаковал в "зеленый" цвет. Все достижения перевозчика состоят на самом деле в использовании в составе своего флота самолета Boeing 747-8 F, отличающегося меньшим уровнем шума, потреблением топлива и другими полезными не только для чистоты окружающего воздуха, но и для финансовых отчетов свойствами. Однако уже сам факт того, что крупный авиационный перевозчик счел нужным поучаствовать в программе, говорит о важности зеленой логистики, пусть даже и в чисто имиджевых целях.
Генеральный директор американской торговой сети Kroger Родни Макмаллен заявил, что берет на себя обязательство отстроить логистические цепочки таким образом, чтобы наносить экологии минимальный вред. В частности, он будет отслеживать, на какое расстояние перевозится 1 тонна товара в пересчете на 1 галлон топлива. Иными словами, каковы затраты горючего в пересчете на тонно-километры. К 2020 году их планируется сократить 20% по сравнению с 2015-м. Созданием своей экологической стратегии в Kroger озаботились после того, как большой красивый отчет на эту тему стал выпускать лидер рынка Walmart.
Губернатор Калифорнии Джерри Браун объявил в августе о том, что будущее штата должно быть чистым — в прямом смысле этого слова. Необходимо стремиться к тому, чтобы транспортная отрасль полностью избавилась от выбросов углекислого газа, заявил он.
Губернатор обозначил на среднесрочную перспективу 82 цели, среди которых, например, повышение эффективности работы транспортного сектора на 25%, ужесточение к 2023 году норм, регулирующих выбросы вредных газов.
Как будут достигаться эти цели, пока не очень понятно: соответствующее подразделение правительства Калифорнии должно представить план действий только в июле 2017 года. Но представители компаний и некоммерческих ассоциаций задаются вопросом, не повлияет ли это на бизнес частных структур и на бизнес-климат всего штата. Не станет ли Калифорния проигрывать другим штатам, например, в борьбе за привлечение инвесторов, которые могут испугаться слишком жестких регулирующих норм?
Но Джерри Брауна их сомнения волнуют мало. Он уже предвидит, что полезный опыт можно будет распространить по всей Америке. Что ж, по крайней мере практика голландской кампании Lean & Green показывает, что бизнес охотно выстраивается в очередь за "зелеными карточками".