Москвичам обещана долгая и интересная жизнь
Сергей Собянин выступил с отчетом о проделанной работе в Мосгордуме
Экономика Москвы преодолела кризис, ожидаемая продолжительность жизни горожан достигла исторического максимума, а столичные школьники по уровню образования опережают сверстников из США. Об этом в годовом отчете Мосгордуме сообщил столичный мэр Сергей Собянин, пообещавший горожанам в ближайшие годы 300 км новых дорог и 30 станций метрополитена. Отчет не понравился только депутатам от КПРФ, критиковавшим мэрию за коммерциализацию школ и больниц, а также рост цен и безработицу.
Сергей Собянин пришел с ежегодным отчетом в Мосгордуму в шестой раз. Львиная его доля традиционно была посвящена социальной политике и итогам работы за все шесть лет, а не только за год. Говоря о здравоохранении, мэр упомянул "трудный путь преобразований" отрасли с укрупнением и модернизацией больниц: усилия привели к снижению младенческой смертности и повышению продолжительности жизни горожан до исторического максимума в 77 лет. В планах: модернизация роддомов с избавлением от "палат на шесть-восемь человек с удобствами в коридоре", переделка приемных отделений больниц (с оснащением их аппаратами КТ и МРТ для оперативной диагностики) и выстраивание "вертикали лечения онкологических больных" с сокращением начала их лечения с момента выявления симптомов со ста дней до десяти дней.
В образовании главной новостью стали результаты тестирования PISA 42 тыс. столичных девятиклассников, вошедших в топ-10 среди 65 стран мира с опережением по уровню читательской и математической грамотности сверстников из США, Германии и Франции. "Не только несколько избранных гимназий, но все школы дают образование мировых стандартов",— заключил мэр.
Транспортный раздел отчета был сконцентрирован вокруг мегапроектов, прежде всего МЦК. По словам мэра, в истории Москвы никогда одновременно не открывались 54 км линий и 26 станций, связанных с метрополитеном. Следующим масштабным проектом объявлен Третий пересадочный контур, новое 60-километровое кольцо метро: основные работы по нему обещано завершить за пять-шесть лет. Горожанам также обещано 300 км новых дорог, 30 станций метрополитена и 300 новых трамваев.
Упомянута была и реформа маршруток (в ходе которой большинство из 509 частных маршрутов отменили, а оставшихся перевозчиков обязали принимать в автобусах проездные и социальные карты). Реформа, пояснил мэр, позволила устранить "вопиющую несправедливость" по отношению к льготникам, которые ранее коммерческим транспортом не пользовались. Найдена выгода и для "остальных пассажиров" — в снижении цены поездки на 10-15 руб. при покупке проездных. Накануне на встрече с журналистами господин Собянин признавал наличие жалоб на очереди на остановках, но говорил, что за месяц число рекламаций снизилось. Кроме того, отвечая на вопрос "Ъ", градоначальник выразил надежду, что депутаты Мосгордумы примут поправки, разрешающие проводить в городе электронные публичные слушания — наряду с традиционными. Соответствующий законопроект принят в первом чтении столичным парламентом в ноябре 2015 года, однако дальнейшее его продвижение отложено. По словам Сергея Собянина, возражений от федеральных органов на законопроект не поступало.
Не понравился отчет мэра лишь фракции КПРФ в Мосгордуме. Ее глава Андрей Клычков сравнил современную Москву с США времен Великой депрессии, обвинив мэрию в "безразличии к росту цен и безработицы", "коммерциализации школ и больниц", "замене москвичей мигрантами" на рынке труда, "уничтожении малого и среднего бизнеса", а также в "многомиллиардном" расточительстве на украшение центра столицы. Другие фракции мэрию и градоначальника в основном хвалили. Например, спикер Мосгордумы Алексей Шапошников — за возврат льгот по оплате коммунальных услуг инвалидам, глава депутатского объединения "Моя Москва" Антон Молев — за системный подход к управлению столицей, а глава фракции "Родина" Андрей Шибаев — за программу благоустройства улиц.
К слову, тему благоустройства упомянул в отчете и сам Сергей Собянин. Мэр не согласился с утверждением, что подобными работами "не время заниматься в кризис", ведь с благоустроенными улицами Москва привлечет больше инвестиций, поэтому мэрия "не будет снижать темпы работ". Смета соответствующей программы "Моя улица" (с учетом 2017 и 2018 годов) составит 126 млрд руб.