Украинские националисты досидят до обмена
Верховный суд оставил в силе приговор по делу об убийствах военнослужащих в Чечне
Верховный суд (ВС) России признал сегодня законным приговор двум бывшим членам националистической организации «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» Николаю Карпюку и Станиславу Клыху. Ранее они были осуждены Верховным судом Чечни на 22,5 и 22 года соответственно за убийство российских военнослужащих во время первой чеченской кампании. Не повлияло на решение суда и присутствие на заседании депутата Верховной рады Украины летчицы Надежды Савченко.
Заседание Верховного суда России, которое не предвещало никаких сенсаций, вызвало ажиотаж неожиданным появлением в зале заседания депутата Верховной рады Украины летчицы Надежды Савченко. После ее появления в зал прошли десятки журналистов, а также сотрудники иностранных дипмиссий. Госпожа Савченко в перерыве заседания громко обратилась к осужденным со словами «Слава Украине!» и продолжила с ними разговор на украинском. Самих осужденных Карпюка и Клыха в Москву не доставили, они общались с залом из грозненского изолятора с помощью видеоконференции.
Напомним, Николай Карпюк и Станислав Клых обвинялись ГСУ СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу по ст. 209 УК РФ (бандитизм) и ст. 102 УК РСФСР (убийство двух и более лиц). По версии следствия, украинцы были причастны к убийству 30 военнослужащих и покушении еще на 15 солдат, которые они совершили в составе отряда «Викинг» с 31 декабря 1994 по 5 января 1995 года в Грозном. Обвиняемые, действовавшие тогда на стороне боевиков, считает следствие, расстреливали входящие в столицу Чечни колонны бронетехники, участвовали в разгроме майкопской мотострелковой бригады в районе железнодорожного вокзала Грозного и обороняли президентский дворец.
Главным аргументом обвинения украинцев послужили показания их соотечественника Александра Малофеева. Он заключил досудебное соглашение о сотрудничестве и рассказал о преступлениях, якобы совершенных в Чечне лидером запрещенного в РФ «Правого сектора» Дмитрием Ярошем, руководителем партии «Свобода» Олегом Тягныбоком и бывшим премьер-министром Украины Арсением Яценюком, а также дал показания на Карпюка и Клыха.
После того как судом присяжных украинцы были признаны виновными по всем пунктам обвинения, Верховный суд Чечни приговорил Николая Карпюка к 22,5 года колонии строгого режима с отбыванием первых пяти лет в тюрьме, а Станислава Клыха — к 20 годам колонии строгого режима с отбыванием первых трех лет в тюрьме. Именно такое наказание украинцам накануне требовал и гособвинитель. Кроме того, председательствовавший на процессе член Верховного суда Чечни Вахит Исмаилов вынес частное определение в отношении представляющих интересы украинцев защитников Марину Дубровину и Доку Ицлаева, предложив лишить их адвокатского статуса. По мнению судьи, адвокаты украинцев без уважительных причин пропускали заседания и пререкались с председательствующим.
В Верховном суде России адвокаты Дубровина и Ицлаев, пытаясь доказать неправомерность приговора чеченского суда, настаивали, во-первых, на наличие у украинцев алиби, а во-вторых, на применение к ним пыток. «Карпюк и Клых никогда в Чечне не были, и у нас есть свидетели, которые могли подтвердить этот факт, но суд отказался взять у них показания по месту их проживания — на Украине»,— заявила “Ъ” адвокат Дубровина. «В декабре 1994 — январе 1995 года мой подзащитный Клых находился в Киеве и сдавал экзамены в институте, это могут подтвердить как его сокурсники, так и преподаватели»,— говорила госпожа Дубровина. Она настаивала, что Клых был прилежным студентом и не поехал бы никуда во время зимней сессии.
Адвокат Илья Новиков просил суд применить сроки давности и прекратить преследование обоих обвиняемых. Он напомнил, что по закону вопрос о прекращении дел по особо тяжким статьям по причине истечения сроков принимается судом в каждом случае индивидуально.
«Один из обвиняемых, Станислав Клых, болен, психически нездоров, в чем достаточно убедиться, посмотрев на него»,— заявила “Ъ” правозащитница Зоя Светова. По ее мнению, признаками заболевания являются и неадекватные заявления осужденного. Так, например, Станислав Клых требовал для себя в качестве защитника известного певца Стаса Михайлова.
Однако после многочасовых прений Верховный суд РФ принял вполне ожидаемое решение — оставил в силе приговор Верховного суда Чечни. Зато было отменено частное определение в отношение представляющих интересы украинцев защитников. Адвокаты намерены обратиться в президиум ВС, а также в Европейский суд по правам человека. Однако больше адвокаты и правозащитники надеются на то, что их подзащитных обменяют на кого-нибудь из россиян, арестованных или осужденных на Украине.
Так произошло и с Надеждой Савченко, которая в России была осуждена на 20 лет. Строить отметить, что украинские власти уже послали российской стороне запрос на выдачу Николая Карпюка и Станислава Клыха.