Катастрофа на остатках топлива
Ми-8 мог разбиться из-за ошибок пилотов
Сегодня Межгосударственный авиационный комитет обнародовал первые результаты расследования происшедшей 21 октября катастрофы вертолета Ми-8Т авиакомпании «Скол» на Ямале, жертвами которой стали 19 человек. Выяснилось, что последние минуты полета проходили на остатках топлива. Авария же, судя по всему, произошла в тот момент, когда пилоты срочно пытались найти площадку для посадки.
Как сообщили в МАК, последний зарегистрированный самописцем полет на вертолете Ми-8Т RA-22869 выполнялся по маршруту посадочная площадка Сузун — аэропорт Уренгой. Вылет из Сузуна был произведен в 13:28 UTC (по всемирному координированному времени, которое используется при расследовании катастроф — московское время плюс три часа). Вертолет имел минимальный запас топлива на борту, но его экипаж рассчитывал дозаправиться на посадочной площадке Ротор-40. Однако при подлете к ней резко ухудшилась погода. Тогда пилоты решили продолжить выполнять маршрут, посчитав, что топлива им может хватить до аэропорта назначения.
Через 1 час 21 минуту после взлета, сообщили в МАК, сработала сигнализация, свидетельствующая о минимальном остатке топлива (около 270 литров). Еще через 4 минуты параметрический самописец зафиксировал существенные уменьшения высоты и скорости полета. В течение последующих 14 минут полет проходил «с многократными интенсивными изменениями по высоте, скорости и курсу». А в 15:08 UTC вертолет рухнул на землю. Жертвами катастрофы стали все три члена экипажа и 16 пассажиров. Катастрофа произошла в 45 км от Уренгоя, куда экипаж рассчитывал добраться в 15:10 UTC.
В МАК подчеркнули, что ЧП произошло не из-за остановки двигателей в воздухе, к которой могло привести вырабатывание топлива. Во всяком случае из результатов предварительного расследования следует, что двигатели вертолета работали до конца полета.
По предварительным данным, поняв, что до Уренгоя они уже не дотянут, пилоты решили произвести аварийную посадку. В это время уже темнело, а поиск площадки при свете фар был существенно затруднен. Возможно, пилоты просто потеряли ориентацию, из-за чего вертолет столкнулся с поверхностью. Удар, кстати, пришелся на бок воздушного судна и привел к его разрушению. Пожара же не произошло из-за того, что топливо уже практически закончилось.
Отметим, что последние переговоры членов экипажа перед катастрофой не были зафиксированы речевым самописцем. Как оказалось, в магнитофоне закончилась специальная проволока, на которую фиксировались голоса.
В любом случае в МАК полагают, что к катастрофе вертолета, эксплуатировавшегося с 1984 года (срок летной годности заканчивался в январе 2017 года), скорее всего, могли привести ошибки членов экипажа и сотрудников авиакомпании, обеспечивавших полет. «Подкомиссии и рабочие группы проводят анализ уровня подготовки экипажа, соблюдения правил технического обслуживания авиационной техники, метеоусловий, а также порядка организации и выполнения аварийного полета»,— говорится в сообщении МАК.