Малый бизнес охладел к госзакупкам
Предприниматели жалуются на трудновыполнимые требования заказчиков
Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (МСП) фиксирует 40-процентный рост числа компаний малого бизнеса, поставляющих продукцию 225 крупным госкомпаниям. Однако данные опросов предпринимателей демонстрируют противоположный тренд: доля компаний малого и среднего бизнеса в госзакупках за год снизилась с 24% до 15%. В "Опоре России" снижение интереса к госзакупкам объясняют слишком жесткими техническими требованиями со стороны заказчиков и принуждением к дорогостоящей сертификации.
Опрос 2 тыс. руководителей компаний малого и среднего бизнеса, проведенный "Опорой России" и Промсвязьбанком, показал, что с середины 2015 года по третий квартал 2016 года включительно доля субъектов МСП, участвующих в госзакупках, заметно сократилась — с 24% до 15%. Наибольшее снижение зафиксировано среди компаний микро- (с 21% до 12%) и малого бизнеса (с 28% до 18%).
"Компании, которые ранее были недовольны госзакупками, очевидно, прекратили в них участвовать. Скорее всего, они выяснили, что административные затраты на участие перевешивают выгоды",— прокомментировал для "Ъ" итоги опроса старший вице-президент Промсвязьбанка Александр Чернощекин. Отметим, что при этом в прозрачности процедур госзакупок малый бизнес сомневается все меньше. За год с небольшим число предпринимателей, считающих, что такие процедуры проходят честно, выросло с 30% до 43%, с 22% до 12% сократилась доля заявляющих о полной фальсификации процесса.
Итоги опроса расходятся с данными "Мониторинга" — части единой информационной системы в сфере закупок, а также сведениями Единого реестра субъектов МСП. Как сообщил "Ъ" глава Корпорации МСП Александр Браверман, число компаний малого и среднего бизнеса, участвующих в закупках крупнейших заказчиков, с июля 2015 года к нынешнему моменту выросло более чем на треть — с 18 тыс. до 26 тыс. "Никакого спада нет, мы видим только рост числа субъектов МСП, которые являются поставщиками для 225 крупнейших заказчиков из числа госкомпаний",— сказал господин Браверман. Напомним, согласно законодательству, их средняя доля прямых закупок у малого бизнеса должна составлять не менее 10%. С декабря 2015 года Корпорация МСП мониторит планы закупок крупнейших госкомпаний, среди которых РЖД, "Газпром", "Роснефть", "Аэрофлот", "Ростелеком".
Президент "Опоры России" Александр Калинин отмечает, что в системе госзакупок (под которой предприниматели понимают и закупки госкорпораций) бизнесу сложно работать из-за жестких технических требований заказчика и излишних административных барьеров. Опрос показал, что невыполнимые технические требования являются главной проблемой в процедуре госзакупок — об этом заявили 42% опрошенных. В Корпорации МСП согласны с тем, что технические требования действительно часто ограничивают выбор поставщика. "Мы являемся категорическим противником ослабления этих требований, но они не должны быть заградительным финансовым барьером для предпринимателей, оборачиваться для бизнеса большими издержками",— говорит Александр Браверман.
В "Опоре" говорят, что малому и среднему бизнесу на пути к поставкам сейчас приходится преодолевать тройной барьер. "Большинство заказчиков требуют сертификацию продукции, даже если она не обязательна. Второе требование — аккредитация в системе проверенных поставщиков при заказчике. Третье — проверка сертификата центрами сертификации, которым доверяет заказчик, что по сути является двойной сертификацией",— говорит Александр Калинин. По данным "Опоры России", стоимость всех услуг, необходимых для добровольной сертификации продукции, может достигать 1,5 млн руб. По его мнению, достаточно проверять добросовестность сертификационных центров, а аккредитацию заменить процедурой проверки добросовестности поставщика.
В Корпорации МСП обещают ситуацию исправить — по поручению президента совместно с Минэкономики и Росстандартом сейчас готовятся предложения по упрощению требований и снижению затрат для субъектов МСП при прохождении ими добровольной сертификации для участия в закупках.