«ЮВТ-аэро» рвет в Москву
Авиакомпания нашла дешевый маршрут через Жуковский
Региональная авиакомпания «ЮВТ-аэро» грозит сбить цены на крайне востребованном направлении Казань — Москва, стоимость билетов на которое порой превышает 12 тыс. рублей. С ноября она запускает рейс в аэропорт Жуковский по цене от 1,5 тыс. рублей. Генеральный директор ЮВТ-аэро Петр Трубаев утверждает, что рейс будет окупаемым даже при половинной загрузке за счет того, что перевозчик получил «очень льготные» условия обслуживания в аэропорту Жуковский, а также добился включения маршрута в программу субсидируемых перевозок. Эксперты считают, что новичок поднимет цены до уровня «чуть ниже, чем у конкурентов» как только пассажиры убедятся, что в Москву вполне можно добираться и через Жуковский.
Региональная авиакомпания «ЮВТ-аэро» с 1 ноября запускает рейс Казань — Жуковский — Казань. Он будет выполняться ежедневно на 50-местном воздушном судне CRJ-200. Вылет из Казани в 18:00, в обратном направлении — в 20:00. Перевозчик заявил стоимость билетов от 1,59 тыс. руб.
Напомним, что «ЮВТ-аэро» (аббревиатура расшифровывается как «Юго-Восток Татарстана») существует на рынке российских авиаперевозок чуть более года. Она была создана по инициативе властей Татарстана после того, как два прежних национальных перевозчика — «Татарстан» и «Ак барс аэро» — были признаны банкротами в связи с убытками. Авиапарк «ЮВТ-аэро» состоит из самолетов CRJ-200, перевозчик базируется в аэропортах Бугульмы и Казани. Изначально компания учреждалась как дочка «Татнефти» (структуры нефтяной компании в марте зарегистрировали ООО «ЮВТ-авиа), однако затем было создано новое юрлицо — АО «ЮВТ-аэро», единственным учредителем которого стал Олег Пантелеев, директор «Акбарслайн». В июле 2015 года АО получило сертификат эксплуатанта. По словам генерального директора «ЮВТ-аэро» Петра Трубаева, 80% из 20-25 рейсов авиакомпании осуществляются на условиях субсидирования из федерального и республиканского бюджетов: объем полученных субсидий «ЮВТ-аэро» до конца года может составить около 700 млн рублей, сказал он.
Петр Трубаев сказал “Ъ”, что на первые рейсы из Казани реализована уже половина билетов, хотя продажи были открыты несколько дней назад. «Это очень хорошо»,— считает он. В дальнейшем господин Трубаев прогнозирует среднюю загрузку на уровне 60%. Он полагает, что помимо привлекательной цены, конкурентным преимуществом является то, что Жуковский — самый близкий к Казани аэропорт в московском направлении — время в воздухе едва превысит один час. «Единственной проблемой» он назвал транспортную доступность аэропорта — к нему пока не подведен аэроэкспресс. На официальном сайте нового аэропорта указано, что добраться из Москвы до Жуковского можно за один час 15 минут — сначала на электричке от Казанского вокзала до платформы «Отдых», откуда пассажиров доставляют шаттлы.
«ЮВТ-аэро» стала первой российской авиакомпанией, которая будет совершать внутренние рейсы в аэропорт Жуковский. Пока в регулярном режиме он принимает только самолеты белорусской «Белавиа», которая с середины сентября совершает полеты из Минска. Ожидается, что до конца года из Жуковского по международным направлениям начнут летать «Уральские авиалинии», «Ямал» и «ВИМ-Авиа». Сам аэропорт новый, он начал работу в тестовом режиме лишь в марте, а официальное открытие состоялось 30 мая. Пока он состоит из одного пассажирского терминала площадью 17 тыс. кв. м, он рассчитан на пассажиропоток 2 млн человек в год. Управляющей компанией авиаузла является «Рампортаэро», которое на 25% через ОАО «ТВК „Россия“» принадлежит госкорпорации «Ростех» (остальные 75% контролирует литовская Avia Solutions Group).
Петр Трубаев сообщил ”Ъ”, что «ЮВТ-аэро» были предоставлены «очень льготные» условия пользования аэропортовыми услугами Жуковского. Кроме того, авиакомпании удалось добиться включения этого направления в число субсидируемых «за счет экономии средств по программе». Схему субсидирования он раскрывать не стал, но пояснил, что участие в этой программе стало возможным поскольку «Жуковский — это не Москва, а Московская область». Такие условия, по словам господина Трубаева, сразу сделали новый рейс окупаемым.
Между тем направление Казань — Москва является самым популярным в международном аэропорту Казань. В его пресс-службе “Ъ” сообщили, что ежедневно различные перевозчики совершают 12-13 рейсов и «пассажиропоток все время увеличивается». С 30 октября полеты в Шереметьево открывает Nordwind Airlines. Airbus A320 на 220 мест будет отбывать ежедневно в 03:35 из Казани и в 22:05 — из Москвы. Авиакомпания заявила, что ее «минимальный тариф, по которому можно будет улететь» составляет 2 тыс. руб. Согласно данным билетных интернет-продавцов, стоимость перелета Казань — Москва 28 октября, например, составляет от 7,28 тыс. (UTair) до 12,29 тыс. («Аэрофлот»).
Действующие перевозчики отказались прогнозировать, как приход новичков может сказаться на рынке, сославшись на принцип «не оценивать действия конкурентов» либо на отсутствие возможности подготовить оперативный комментарий.
Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что заявленные «ЮВТ-аэро» тарифы — это «рекламная акция по продвижению возможностей аэропорта Жуковский». «Получив лояльную аудиторию, перевозчик будет вынужден поднимать тарифы»,— полагает он. Эксперт отмечает, что на аэропортовое обслуживание приходится до 30% стоимости рейса и, если предположить, что Жуковский принимает «ЮВТ-аэро» бесплатно, затраты перевозчика снизятся лишь на 15%, но «никак не в два-три раза». Тарифы «ЮВТ-аэро» «нельзя назвать прибыльными для оператора», — заключает эксперт. Также он сомневается, что авиакомпании удастся в следующем году сохранить субсидии на это направление. Господин Пантелеев полагает, что к лету «ЮВТ-аэро» поднимет цену «до какого-то разумного уровня» — «она будет немного ниже, чем у конкурентов».