Пункт пропусков
Большому Уссурийскому не хватает стратегии и инвестиций
Как стало известно „Ъ“, для создания пункта пропуска «Хабаровск» на Большом Уссурийском острове осталось издать соответствующее постановление правительства РФ — согласие Китая на это пришло по дипломатическим каналам. Впрочем, найти бизнес, который на условиях государственно-частного партнерства согласился бы войти в строительство стоимостью до 1 млрд руб., пока так и не могут: потенциальные инвесторы настаивают, что пункт должен быть грузопассажирским, а не пассажирским. Между тем, никаких расчетов грузовой базы, которая могла бы идти через Большой Уссурийский, нет, а только на берегоукрепление острова, без которого нельзя начинать его освоение, потребуется до 17,5 млрд рублей.
Китайская сторона ответила на апрельскую ноту российского МИДа, предложившего «установить на госгранице РФ с Китаем автомобильный пассажирский пункт пропуска „остров Большой Уссурийский—Хэйсяцзыдао“ (название китайской части острова.— „Ъ“)». Об этом со ссылкой на данные департамента госполитики в области обустройства пунктов пропуска Минтранса РФ (исполняет полномочия ликвидированной Росграницы) сообщил заместитель директора хабаровского филиала Росгранстроя Александр Киселев. Ответ Китая означает, что пункт пропуска (ПП) может считаться «автоматически установленным» и можно начинать практические действия, как только правительство РФ выпустит соответствующее постановление, объяснил господин Киселев. По его данным, документ был отправлен в МИД 9 сентября.
В Минвостокразвития, которое перед внесением в правительство должно согласовывать проект постановления об установлении пункта пропуска на Большом Уссурийском, „Ъ“ сказали, что «пока официально ничего от Минтранса не получали». «Китайская сторона предварительное согласие выразила еще год назад. Нота — это необходимый элемент, но не исчерпывающий, чтобы установить пункт пропуска, для этого нужна масса других согласований в органах власти»,— объяснил „Ъ“ один из чиновников.
Большой Уссурийский остров на Амуре Россия и Китай осваивают совместно. Российская сторона в 2013 году сдала автомобильный двухполосный мост на Большой Уссурийский стоимостью 4,5 млрд руб. и согласовала с китайской стороной координаты будущего пункта пропуска, выделив под него земельный участок в 20 га — в 600 м к югу от устья протоки Узкая, рассказал „Ъ“ один из чиновников, участвовавших в подготовке обоснования создания объекта. По его данным, расчеты, поданные в 2015 году в Росграницу, закрепили планируемую пропускную способность ПП в 806 транспортных средств в сутки (105 автобусов и 701 легковой автомобиль) — это 1,6 млн человек в год. Предполагаемой стоимости пункта в обосновании нет, но с коммуникациями, сетями, оборудованием это порядка 1 млрд руб., считает собеседник „Ъ“.
Таких средств в бюджете нет, поэтому пункт пропуска, надеются власти, удастся построить на основе государственно-частного партнерства. Войти в проект предлагалось группе компаний «Дальрео» хабаровского миллиардера Игоря Неклюдова, но тот отказался, поскольку никаких механизмов возврата инвестиций, кроме налоговых льгот, ему предложить не смогли. Член совета директоров АО «Корпорация развития Хабаровского края» (КРХК, занимается вопросами развития острова на уровне субъекта РФ) Дмитрий Ноженко настаивает, что потенциальные инвесторы в Большой Уссурийский есть — это, например, G1 Entertainment, построившая вместе с Melco International казино Tigre de Cristal в игорной зоне «Приморье». «Они готовы работать с проектом. Но когда нет четкого понимания статуса пункта пропуска, вкладывать средства не будут»,— заявил господин Ноженко в среду на общественном совете при министерстве промышленности и транспорта края.
Власти региона, полагает он, «должны документально и четко сформулировать позицию о том, что транспортный, грузовой пункт пропуска — единственный возможный формат, в другой экономика не пойдет». Но никаких расчетов грузовой базы, которая могла бы пойти через Большой Уссурийский, в правительстве РФ пока нет, сказал „Ъ“ один из федеральных чиновников. Грузопассажирскую конфигурацию ПП не согласовывают и в ФСБ — из соображений безопасности, ведь транспортные потоки через переход будут выходить прямиком на Хабаровск. «Чтобы губернатор подписал такое письмо в адрес полпреда президента Юрия Трутнева, нужно нечто большее, чем просто пожелания»,— подтвердили „Ъ“ в краевом правительстве. Неофициально, впрочем, господин Шпорт не раз говорил, что грузопассажирский ПП на острове нужен, об этом же его просят на встречах руководители приграничной с краем провинции Хэйлунцзян.
Впрочем, даже если инвестор и найдется, активно осваивать остров до проведения берегоукрепления не получится: строительство в подтопляемых территориях, какой в наводнение 2013 года стал почти весь Большой Уссурийский, 693-м указом президента запрещено. По предварительным данным, на Большом Уссурийском нужно 7,5–17,5 км дамб, сообщил „Ъ“ министр инвестиционной и земельно-имущественной политики края Юрий Чайка. Проектируемые сейчас аналогичные сооружения для защиты Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре обойдутся в 540–570 млн руб. за километр, но для острова, считает Юрий Чайка, километр обойдется в 1 млрд руб. Таким образом, только на берегоукрепление может потребоваться до 17,5 млрд руб. Ранее «первоначальные работы» по освоению острова оценивались в 37 млрд руб.
«Не нужно сейчас берегоукрепления по всему острову. Пока достаточно дороги, которая сама по себе укрепляющий элемент, и модального пункта пропуска — с привязкой к станции на реке и полноценному логистическому комплексу на континентальной части, в Хабаровске»,— считает Дмитрий Ноженко. Юрий Чайка признает, что технически сам ПП можно построить и без берегоукрепления, если поднять участок под пунктом. Но в любом случае правильнее было бы «начать с пассажирского пункта пропуска, а дальше посмотреть», считает чиновник.