«Райкин поднял очень серьезную проблему»
Николай Сванидзе о новом витке дискуссий о вмешательстве в культуру
В Кремле надеются, что байкер Хирург извинится перед Константином Райкиным. Такое заявление сделал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Ранее руководитель театра «Сатирикон» выразил обеспокоенность попытками оказать давление на театр и искусство. Лидер мотоклуба «Ночные волки» Александр Залдостанов сравнил режиссера с дьяволом, который соблазняет свободой. Пресс-секретарь Владимира Путина прокомментировал это так: «Я считаю, что просто бес попутал этого мотоциклиста, который его оскорбил. Я надеюсь, что он извинится».
В интервью «Коммерсантъ FM» Александр Залдостанов заявил, что отказываться от своих слов не собирается:
«Я от своих слов отказываться не собираюсь и не буду. Я не про Райкина это говорил, неужели не понимаете? Я говорю в целом про то, что происходит с Россией сейчас. Я не хочу, чтобы она была сточной канавой, вот и все, чтобы сюда текла чернуха. Я просто отреагировал на то, что он сказал. Никакой бес меня не путал. Подтверждаю сейчас еще раз свои слова. Что угодно мелют, что угодно творят, что угодно пишут — какая цензура? Совести нет! Более свободную страну, чем Россия, сложно представить», — заявил лидер «Ночных волков».
Журналист, член совета по правам человека при президенте Николай Сванидзе обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Светланой Токаревой.
— Как бы вы оценили слова пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова?
— Слова абсолютно справедливые. Только никакой бес не попутал, все логично. То, что доносится относительно действий и высказываний господина Залдостанова, все одно к одному. Если его бес попутал, то достаточно давно начал и до сих пор продолжает его путать. А так, конечно, извиниться бы неплохо. Другой вопрос, что, я думаю, Константину Аркадьевичу Райкину абсолютно все равно, извинится перед ним байкер Залдостанов или нет. Вообще то, что мы с вами обсуждаем, а перед этим пресс-секретарь президента обсуждает, высказывается по поводу каких-то высказываний байкера Залдостанова о Райкине, — это само по себе ирреально.
Кто Райкин и кто Залдостанов? Константин Райкин — это очень большого масштаба артист и деятель российской культуры. Байкер Залдостанов — это человек, который ездит на мотоцикле, при этом на очень хорошем, дорогом мотоцикле, из чего следует сделать вывод, что деньги, которые получает из государственных грантов, он использует не только на благо родины, но и еще на что-то. И приятного аппетита. Но какое он право имеет высказываться по поводу Константина Райкина?
Райкин на съезде Союза театральных деятелей поднял очень серьезные проблемы о свободе творчества, о цензуре — проблемы, которые действительно должны быть подняты. Он это сделал в своей резкой принципиальной манере. Это очень серьезно. Какое отношение к этому имеет байкер Залдостанов, который только что, извините, открывал памятнику Ивану Грозному? Он высказывался об истории, теперь высказывается о Райкине. В следующий раз он о теоретической физике будет высказываться, а мы с вами будем его обсуждать?
— В интервью «Коммерсантъ FM» байкер заявил, что не намерен отказываться от своих слов. Хотелось бы поговорить с вами на эту тему в другом аспекте, потому что отреагировал на заявление господина Пескова об отсутствии цензуры и Андрей Звягинцев. Он призвал власти прекратить вмешиваться в работу деятелей искусства. Стоит ли обращать внимание на эти заявления, на ваш взгляд?
— Это гораздо серьезнее, конечно же, потому что, я повторяю, то, что делает байкер Залдостанов и какой бес его путает, мне абсолютно все равно. Так же, как это, я думаю, все равно и Константину Аркадьевичу Райкину. Здесь гораздо важнее то, о чем говорил Райкин, о чем говорил Звягинцев — государству действительно нельзя вмешиваться в деятельность культуры, в российскую культуру. Нельзя ограничивать ее, потому что, так или иначе, это все равно начинает сразу же носить характер каких-то культурных флажков, вокругкультурных цензурных флажков, которыми обвешивается свободное творчество, после чего оно перестает быть свободным. Это именно то, о чем говорил Райкин.
Залдостанов — один из многих. Но дело в том, что государство до последнего позволяло и позволяет им действовать от своего имени. Они вроде бы как выступают с патриотических позиций. А такие люди, как Константин Аркадьевич Райкин, есть честь российской культуры и честь России, потому что то позитивное, что с ней связывают во всем мире, это не автомат Калашникова, а именно культура. В том числе и не в последнюю очередь — это вот эти самые райкины, о которых говорит Залдостанов. Значит, государство должно заступаться за райкиных, а не обсуждать Залдостанова.
— Как вы считаете, можно ли говорить о неком противостоянии, которое нарастает между искусством и государством?
— Я думаю, что можно говорить о противостоянии между свободой творчества в целом и вообще между свободой — свободой искусства, свободой самовыражения, гражданской свободой — с одной стороны и государственной позицией — с другой. Несомненно, к сожалению, сейчас можно говорить о нарастании противостояния.