Мост платежом красен
«Корпорация развития» проиграла спор подрядчику на 1,8 млрд рублей
«Корпорация развития» проиграла судебные тяжбы ООО «Мостострой-12» (Тюмень), которое выступало подрядчиком при строительстве моста через Надым (Ямало-Ненецкий автономный округ). Арбитражный суд Москвы принял решение о взыскании с корпорации около 1,8 млрд руб. за выполненные, но не принятые ею работы. Эксперты не исключают, что платить по долгам корпорации придется ее акционерам — субъектам «тюменской матрешки».
Арбитражный суд Москвы в четверг принял решение взыскать с АО «Корпорация развития» (Екатеринбург) и ее дочерней компании ООО «УралСтройТехнологии» (Санкт-Петербург) 1,7 млрд руб. задолженности и 369,8 млн руб. процентов в пользу ООО «Мостострой-12». Речь идет о средствах за выполненные, но не принятые работы по строительству моста через реку Надым за период с мая по август 2014 года. Также на сайте суда сообщается, что компаниям придется заплатить 200 тыс. руб. госпошлины и 1 млн руб. расходов за проведенную экспертизу. Кроме того, суд отказал в удовлетворении встречного иска «УралСтройТехнологии» к «Мостострою-12» о взыскании 2,468 млрд руб. необоснованного обогащения и 65,608 млн руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. Оба заявления рассматривались в одном производстве.
В октябре 2014 года гендиректор «Мостостроя-12» Алексей Мельниченко заявил о том, что строительство моста через реку Надым приостановлено из-за отсутствия финансирования. Месяцем позже заказчик объекта «Корпорация развития» заявила, что в ходе независимой экспертизы качества выполненных работ по строительству моста были выявлены серьезные нарушения. В частности, немецкая DB International GmbH и петербургское ЗАО «Институт Гипростроймост», привлеченные в качестве экспертов, обнаружили крупные приписки к стоимости и объемам фактически выполненных работ на общую сумму 2,4 млрд руб. Также у компаний были претензии к качеству выполненных работ и к примененным при строительстве материалам. В результате автомобильная часть моста стоимостью 14 млрд руб. была введена в эксплуатацию в сентябре 2015 года, а достройка железнодорожной части была отложена на неопределенный срок. Почему аргументы корпорации остались неучтенными, можно будет узнать только после получения мотивировочной части судебного решения.
С выплатой долга у «Корпорации развития» могут возникнуть проблемы. По данным «СПАРК-Интерфакс», ее кредиторская задолженность на 2015 год составляла 1,9 млрд руб. Выручка за 2015 год составила 253 млн руб., чистая прибыль — 40,96 млн руб. Кроме того, по информации «СПАРК-Интерфакс», «Корпорация развития» участвует в уставном капитале 10 компаний, которые занимаются добычей полезных ископаемых, работают в сфере энергетики и строительства. Шесть из них принадлежат ей на 100%. Общий объем их уставного капитала составляет 13,6 млрд руб. Еще четыре компании принадлежат корпорации на 25%. Некоторые из компаний на данный момент признаны банкротами.
По мнению старшего партнера группы правовых компаний «Интеллект-С» Романа Речкина, есть вероятность того, что отвечать по иску «Мостостроя-12» придется акционерам «Корпорации развития» — Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. «Но для этого „Мостострою-12” необходимо инициировать банкротное дело в отношении „Корпорации развития”, в ходе рассмотрения которого необходимо будет доказать, что конкретные действия и решения акционеров-регионов привели к банкротству корпорации», — говорит господин Речкин. Таким образом, у «Мостостроя-12» есть два выхода из ситуации — обратить взыскание на имущество корпорации в исполнительном производстве или же инициировать банкротство акционерного общества, считает эксперт. Стоит отметить, что на сегодняшний день решение суда в силу не вступило и может быть оспорено. Оперативно получить комментарии акционеров и самой «Корпорации развития» не удалось — в офисах на звонки не отвечали. Напомним, в отношении генерального директора корпорации Сергея Маслова возбуждено и расследуется уголовное дело о хищении 1 млрд руб.