Европа готовит общий фискальный кошелек
Brexit поможет странам ЕС собрать налоги с корпораций
Спустя пять лет после первой неудачной попытки Еврокомиссия вновь намерена гармонизировать уплату налога на прибыль транснациональными компаниями, работающими в нескольких странах Евросоюза. В представленном в Европарламент законопроекте речь об унификации ставок не идет, однако расчет корпоративного налога для крупных фирм предлагается поднять на общеевропейский уровень — страны ЕС получат свою долю поступлений в зависимости от находящихся у них активов корпораций, их выручки и числа работников.
Еврокомиссия (ЕК) внесла в Европарламент пакет предложений по масштабной реформе налогообложения — через гармонизацию правил определения базы корпоративных налогов во всех странах ЕС (Common Consolidated Corporate Tax Base, CCCTB). Еврокомиссар по экономике, финансам и налогам Пьер Московиси назвал этот законопроект "революционным", отметив, что его принятие может повысить прозрачность обложения транснациональных корпораций (ТНК), сократить издержки бизнеса в среднем на 2,5% и стимулировать рост экономики (вплоть до 1,2% ВВП). Предполагается, что новые правила будут обязательными для ТНК с выручкой свыше €750 млн в год.
Основная идея документа — компании, работающие в нескольких странах ЕС, должны будут определять размер корпоративного налога к уплате по единым общеевропейским нормам (соответственно, их прибыль и убытки будут суммироваться, а не разделяться по разным странам). Поясним, сейчас налогообложение в этой сфере отдано на национальный уровень, что вызывает конкуренцию стран друг с другом за счет снижения ставки налога. Это позволяет ТНК переносить прибыль и минимизировать налоги, уплачивая их там, где выгоднее, а не по месту расположения производства и рынков сбыта. Формально сейчас самая высокая ставка корпоративного налога в Бельгии (33%), самая низкая — в Болгарии (10%); зачастую, впрочем, фактический объем выплат снижается за счет вычетов. В ЕК сетуют, что основную выгоду от этой вилки ставок получили такие компании, как Apple и Amazon (первая, по оценке комиссии, недоплатила с 2003 года налогов на €13 млрд).
Несмотря на единые правила расчета налога, гармонизация самих ставок документом не предусмотрена — итоговая сумма будет делиться между странами, в которых работает компания. Полученная доля будет зависеть от стоимости активов, объема продаж и числа сотрудников в конкретной стране. Предполагается, что такое разделение налогов сократит стимулы к конкуренции через снижение ставок. Как отмечает партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов, унификация упростит администрирование налоговой и финансовой отчетности для налогоплательщиков с несколькими компаниями в ЕС, но усложнит уход от налогов через манипулирование правилами.
Пока все эти идеи вызывают споры у самих европейских чиновников. В 2011 году ЕК уже пыталась провести через Европарламент схожие предложения, однако тогда законопроект показался странам чрезмерно радикальным. Впрочем, по словам господина Московиси, "с 2011 года многое поменялось в политическом ландшафте Европы (в частности, уже весной 2017 года ожидается выход из ЕС Великобритании — одного из основных противников фискальной гармонизации.— "Ъ")".
Кроме Европарламента законопроект должен будет утвердить и Европейский совет (ЕС), следующее заседание которого состоится 15-16 декабря. Если проект будет одобрен, его основные нормы вступят в силу после 1 января 2019 года, статьи о разделе налоговой выгоды — не ранее 2021 года. Одобрение инициативы может стать первой масштабной реформой корпоративного налогообложения в ЕС. Впрочем, отчасти процесс уже начат — в июне нынешнего года страны ЕС утвердили новые нормы по борьбе с уклонением от уплаты налогов и размыванием налоговой базы (BEPS).
Эксперты пока затрудняются оценить возможный эффект от нововведений. Но критики у фискальной гармонизации уже появились: в середине октября Бундесбанк оценил сценарии разной степени европейской интеграции — начиная от общего сбора и распределения налогов, гармонизации ставок и уровня социальных затрат и заканчивая централизацией не только налогов, но и долгов (и их влиянием на стабильность европейских стран в случае экономического шока). Вывод пессимистичен: все три степени интеграции не смогут улучшить ситуацию с разделом рисков между странами союза. Ни Германия, ни остальные страны валютного союза не получают выгоду от интеграции.