Молдавия ставит на себе кресло
От будущего президента ждут борьбы с олигархами
Выборы в Молдавии - превью
В Молдавии 30 октября выберут президента. Фаворитов двое — пророссийский социалист Игорь Додон и лидер проевропейской партии "Действие и солидарность" Майя Санду. Каждый уверяет, что только он способен создать проблемы "установившемуся в стране олигархическому режиму". C подробностями — корреспондент "Ъ" в Кишиневе ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ.
Пол дела
Нынешние президентские выборы в Молдавии примечательны не только тем, что главу государства впервые с 1996 года избирают всенародно. В последнюю неделю предвыборной кампании стало ясно, что экс-министр просвещения Майя Санду имеет реальные шансы на то, чтобы стать первой в истории независимой Молдавии женщиной-президентом.
Госпожа Санду считается единственным проевропейским кандидатом — ее поддержали не только оппозиционные правые партии, но и правящая Демпартия. Лидер демократов Мариан Лупу 26 октября снялся с выборов, заявив, что сделал это в интересах страны — чтобы Молдавия не свернула с европейского пути, на который ступила в 2009 году.
Основной конкурент Майи Санду — лидер пророссийской Партии социалистов Игорь Додон. Оба оппозиционные политики (она правого толка, а он — левого). Оба обещают борьбу с коррупцией и олигархом Владимиром Плахотнюком, который, не занимая никаких государственных должностей, контролирует все ключевые институты вплоть до Конституционного суда (КС), а также самые рейтинговые телеканалы страны.
Еще одно сходство кандидатов Санду и Додона в том, что они обвиняют друг друга в сотрудничестве с властью в целом и с Владимиром Плахотнюком в частности. Дополнительным поводом для таких обвинений как раз послужило решение демократов поддержать госпожу Санду. Игорь Додон тут же назвал это доказательством того, что его конкурент — "кандидат Плахотнюка". Майя Санду высказалась с точностью до наоборот: "Демпартия решила отмыть свой имидж, объявив о лживой поддержке моей кандидатуры. Этим отравленным яблоком Плахотнюк на самом деле хочет помочь Додону".
Уход конем
Тот факт, что кандидат Демпартии сошел с дистанции, поддержав Майю Санду, может ей повредить. Лидеры этой партии Мариан Лупу и Владимир Плахотнюк стали олицетворением коррупции и произвола в стране. Их антирейтинг составляет 83,4% и 91,3% соответственно. А вот для Демпартии решение сняться с выборов — тактически беспроигрышное. Полномочия президента ограничены и не позволяют влиять на процесс принятия решений. С этой точки зрения победа любого кандидата не представляет серьезной опасности. Демократам, контролирующим правительство и парламент (совместно с партнерами по коалиции у них 57 мест из 101), не составит труда отбивать атаки оппозиционного им главы государства.
Зато если верх возьмет Майя Санду, господа Лупу и Плахотнюк автоматически будут выглядеть творцами ее победы. Если же президентом станет Игорь Додон, Демпартия, не раз критиковавшая Россию за вмешательство в выборы посредством поддержки господина Додона, сможет апеллировать к Западу за помощью в борьбе с "рукой Москвы". "Сняв своего кандидата, Демпартия получила возможность для маневра в отношениях с Западом",— заверила "Ъ" экс-депутат парламента Стелла Жантуан. Аналогичного мнения придерживается политический аналитик Дионис Ченушэ, назвавший выход Мариана Лупу из борьбы "желанием укрепить связи с Брюсселем". По его словам, "Европейская народная партия, канцлер ФРГ Ангела Меркель, глава Евросовета Дональд Туск и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер намекали, что единственным проевропейским кандидатом должна быть Санду".
Голос из будущего
В Молдавии немало тех, кто считает выборы президента незаконными. 4 марта КС, в полномочия которого не входит изменение основного закона, отменил его положения, согласно которым главу государства избирает парламент. Были возвращены формулировки 16-летней давности о прямых выборах.
"Выборы — результат антиконституционного решения и часть плана власти по расколу оппозиции. Оппозиция должна была солидарно выступить против решения КС. Но этого не случилось",— сожалеет экс-постпред Молдавии при ООН Алексей Тулбуре. С ним согласна Стелла Жантуан: "Я эти выборы не признаю. Когда нарушается закон, результат не имеет значения. Тем не менее все будет зависеть от дальнейших действий президента".
С учетом того, что у главы государства нет рычагов прямого воздействия на ситуацию в стране, эксперты сходятся во мнении, что этот пост — площадка для будущего наступления на установившийся в стране режим Владимира Плахотнюка, называющего себя координатором парламентского большинства.
В этом смысле ключевая битва предстоит в 2018 году, когда в стране должны пройти парламентские выборы. Или раньше — если новому главе государства удастся довести ситуацию до роспуска парламента. Игорь Додон обещает сделать это, воспользовавшись правом президента инициировать референдум. Майя Санду обещает начать войну с олигархом номер один с назначения независимого генпрокурора.
"При нехватке полномочий новый глава государства должен консолидировать общество, чтобы вернуть страну в русло законности,— говорит Стелла Жантуан.— Он просто обязан будет довести ситуацию до роспуска парламента". "Смысл всему этому действу может придать избрание такого президента, который будет раскачивать ситуацию и отвоевывать пространство для демократии",— добавляет Алексей Тулбуре.