«Выступление Райкина — это шанс попробовать заставить власть считаться с собой»

Байкер Александр Залдостанов, он же Хирург, отказался извиняться перед режиссером Константином Райкиным. Ранее к этому призвал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Бес попутал этого мотоциклиста, который его оскорбил. Я надеюсь, что он извинится», — заявил Песков. О том, зачем деятелям культуры нужно объединиться и почему сейчас для этого идеальный момент, — обозреватель «Коммерсантъ FM» Станислав Кучер.

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

Я не знаю, что конкретно сподвигло Константина Аркадьевича выступить со смелыми по нынешним временам упреками в адрес власти. Может, проблемы с выживанием театра, может, просто наболело, и окончательно вывела из себя феерическая серия околокультурных событий последних месяцев: нелепое закрытие выставки Стерджесса, атака погромщиков на Сахаровский центр, всплеск любви чиновников к личности Ивана Грозного, рассуждения министра культуры о святых мифах и конченых мразях, — а может все вместе.

В данном случае мотивы, на мой взгляд, — не самое интересное. Публичный демарш большого художника и одновременно близкого знакомого, если не друга, президента — это прекрасный шанс для всех, кто недоволен культурной политикой Кремля, объединиться, четко сформулировать свои претензии и заставить начать с ними серьезный разговор на вечно актуальную в России тему «Художник и власть».

Мечтать не вредно, правда? Так давайте помечтаем и представим себе, например, такое развитие событий. Поднятую Райкиным тему подхватывают не только почитаемый на Западе кинорежиссер Звягинцев, но и популярные в народе герои — от Калягина и Миронова до Земфиры и Гарика «Бульдога» Харламова. И не просто подхватывают, а составляют нечто вроде договора, по которому власть обязуется не только не мешать творцам, но и обеспечивать всем равные права на основе честного конкурса, давать деньги на создание любых художественных произведений. А теперь вопрос — во что вы больше верите: в то, что Кремль согласится забыть о цензуре и финансировать острую политическую сатиру, или в то, что мастера искусства сумеют раз в жизни подняться над цеховыми разборками, личными карьерными амбициями и объединиться ради общего, действительно важного для российской культуры дела?

Конечно, вопрос не только в художниках. А когда, кроме президентской кампании 1996 года, мы видели, чтобы ради общего дела объединились журналисты, предприниматели, адвокаты и судьи, да вообще все те, кто считает себя продвинутым классом, кого возмущают посредственности, клоуны и гопники в мейнстриме, и кто рассуждает на кухне и в Facebook о беспросветном будущем Отечества? Я не имею в виду выход на улицы или коллективные моления о переменах у стен Кремля. Я имею в виду очень конкретные ситуации, касающиеся каждой социальной или профессиональной группы, которая временами рефлексирует на тему того, что с ней не считается власть.

В стихотворении Киплинга «Если» есть такие слова: «Останься прост, беседуя с царями, останься честен, говоря с толпой, будь прям и тверд с врагами и друзьями, пусть все в свой час считаются с тобой». Именно этот шанс, по крайней мере, попробовать заставить власть считаться с собой появился благодаря выступлению Райкина у мастеров искусства в кавычках и без. Понятно, что у всех свои интересы, — кому важно деньги на кино получить, кому запреты снять, — но, повторю, момент прекрасный. И если этим шансом не воспользуются они, стоит ли интеллектуалам с презрением комментировать равнодушие, к примеру, орловчан в истории с установкой в их городе памятника Ивану Грозному или возмущаться из-за того, что человек с кличкой презрительно отзывается о художнике с именем?

Вся лента