Креативность как двигатель экономики

Кластеры

На одном из ближайших заседаний Совета по инвестициям планируется вынести концепцию создания креативного кластера в Петербурге. В развитых европейских столицах в креативных индустриях занято более 10% населения — в современном обществе такие кластеры могут быть стимулом для развития экономики.

Ставки на освободившиеся площади в наиболее популярных креативных пространствах города сейчас могут достигать уровня ставок в бизнес-центрах класса А

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Яна Кузьмина

Креативные индустрии — виды экономической деятельности, в основе которых лежит создание интеллектуальной собственности, создание продуктов или услуг, которые воспринимаются потребителем как новые. Креативные индустрии — это синергия творчества и предпринимательства.

Креативные пространства — это места, объединяющие различные направления экономической активности, в первую очередь творческие: выставки, перформансы, постановки, концерты и прочее. Также в такие образования могут входить магазины, предприятия общественного питания, офисные помещения, постоянные экспозиции, общественные пространства. Являясь местом концентрации творческих людей, такие пространства нередко становятся отправной точкой для развития разного рода проектов, новых экономических активностей — все это играет важную роль как в культурной жизни города, так и в развитии его экономики. "Как показывает опыт развития креативных кластеров в Санкт-Петербурге, при правильном управлении такие проекты могут быть вполне экономически успешными. Одна из особенностей таких проектов — они могут начинаться с небольшого масштаба, не требовательны к уровню отделки и инженерному оснащению. Для таких объектов возможно и даже целесообразно постоянное изменение — вовлечение новых помещений в кластер, смена оформления, привлечение новых операторов", — говорит Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg.

Удобренная почва

В комитете по экономической политике и стратегическому планированию полагают, что Санкт-Петербург обладает всеми необходимыми предпосылками для развития креативных индустрий и формирования креативных кластеров. В городе есть сформированное целевое сообщество, которое постоянно расширяется, а также присутствуют площадки, которые в короткие сроки могут быть приспособлены под нужды креативных индустрий. Кроме того, Санкт-Петербург, являясь крупнейшим образовательным центром, обладает широкими возможностями подготовки высококлассных специалистов в области креативных индустрий. В городе насчитывается свыше 30 высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по творческим специальностям. В них обучается почти 70 тыс. студентов. В то же время в городе ощущается нехватка инфраструктуры, позволяющей данным специалистам реализовывать их идеи.

Александр Шарапов, президент Becar Asset Management Group, говорит: "Сегодня в Санкт-Петербурге работает более 2 тыс. дизайнеров, функционирует 450 предприятий легкой промышленности, оборот от продажи одежды составляет 50 млрд рублей".

В начале октября в рамках конкурса лучших проектов регионов председатели комитета по инвестициям Ирина Бабюк и комитета по предпринимательству и потребительскому рынку Эльгиз Качаев презентовали проект "Санкт-Петербург — центр моды и легкой промышленности". Реализация проекта планируется с целью популяризации модной индустрии города, стимулирования развития малого бизнеса в отрасли, формирования кадрового потенциала легкой промышленности, а также создания единой площадки для петербургских и российских дизайнеров и производителей для реализации продукции собственного производства. Все эти мероприятия лягут в основу "дорожной карты", которая будет регулироваться правительством города.

За счет создания подобных проектов будет развиваться креативная экономика города. Перед городом в настоящее время стоит задача по развитию креативных индустрий. С этой целью комитет по инвестициям Санкт-Петербурга разрабатывает концепцию развития таких пространств в городе.

Как говорят в комитете, новые бизнес-проекты и стартапы дают новый стимул экономическому развитию города. Так, в Хельсинки в креативном кластере занято 12,5% всех компаний финской столицы, а общий оборот отрасти составляет более €10 млрд. Согласно статистике, около 30% трудоспособного населения динамично развивающихся городов заняты в творческих профессиях.

Сейчас комитет по инвестициям разрабатывает концепцию развития креативного кластера. Данный документ планируется представить на ближайшем заседании Совета по инвестициям.

Нарастить долю

По данным чиновников, совокупный оборот креативных индустрий в Петербурге составляет более 80 млрд рублей. Ирина Бабюк, в частности, отмечает: "Реализация мероприятий по поддержке креативных индустрий позволит к 2030 году увеличить вклад креативных индустрий в формирование ВРП Санкт-Петербурга с 7 до 12%". По ее словам, количество творческих кластеров и арт-пространств только в бывшем промышленном поясе города за пять лет увеличилось как минимум в семь раз, а их площадь сейчас превышает 100 тыс. кв. м. "Креативная индустрия формируется в Петербурге на наших глазах. И городские площадки — реконструированный "Манеж", Центр Сергея Курехина, проект Новой Голландии и Artplay — составят лишь ее малую часть", — рассуждает госпожа Бабюк.

В комитете по экономической политике и стратегическому планированию долю креативных индустрий в ВРП города оценивают более скромно. Председатель комитета Елена Ульянова отмечает: "Говоря о практической пользе креативных кластеров, можно вспомнить данные, которые в начале этого года приводил бывший министр финансов Алексей Кудрин, выступая в Петербурге: доля креативной индустрии во внутреннем региональном продукте Петербурга — 1%, в Европе — 5-8%. Правительство города понимает, что креативные индустрии могут быть экономически эффективны, более того — их развитие отвечает стратегическим целям города. Ведь креативная индустрия является инструментом преобразования депрессивных территорий, повышает качество городской среды".

Первопроходцы

Илья Шуравин, управляющий партнер Rusland SP, подсчитал, что креативных пространств в Петербурге на данный момент более пятнадцати. "Избыток бывших производственных площадей невозможно весь сдать под офисы, а кроме того, в хороших проходных местах креативные пространства умудряются иметь хороший приток людей", — говорит господин Шуравин.

Инвестиции оператора в отделку креативного пространства редко когда оказываются выше 10-12 тыс. рублей за квадратный метр, а собственникам зачастую выгодно сдавать помещение без ремонта и получать от арендатора не только деньги, но и помещение в отремонтированном состоянии.

В городе ежегодно появляется несколько проектов, но успешными становятся единицы. Наиболее известным примером такого кластера является лофт-проект "Этажи", где за годы работы существенно вырос объем проекта, появились новые пространства, регулярно проводятся мероприятия, расширяющие как количество участников кластера, так и привлекающие новых посетителей. Что примечательно, ставки на освободившиеся площади в "Этажах" сейчас могут достигать уровня ставок в бизнес-центрах класса А.

"Интересным примером комплексного развития промышленной территории с сохранением и приспособлением исторических объектов для современного многофункционального использования со значимой общественно-культурной составляющей может служить комплекс Finlayson в Тампере. Известное производство, занимавшее квартал в центре города, освободило историческую производственную площадку, после чего на территории разместился комплекс, включающий в себя музеи и выставочные залы, художественные галереи, торговые помещения, рестораны и офисы. Комплекс стал одним из главных туристических мест Тампере и центром общественного притяжения для горожан", — рассказал господин Кокорев.

Сегодня два крупных городских инвестиционных проекта находятся в активной стадии реализации: остров Новая Голландия, инвестиции в который оцениваются более чем в 20 млрд рублей, и создание творческого кластера Artplay на месте бывших казарм Новочеркасского полка (объем инвестиций 3,1 млрд рублей). Также в Санкт-Петербурге действует еще несколько проектов креативных пространств, расположенных, как правило, в исторических промышленных зданиях, на периферии исторического центра, например, креативное пространство "Ткачи", творческий кластер "Артмуза", креативный кластер в составе бизнес-центра "Обводный, 199" и другие. Реализующийся в настоящее время проект преобразования Апраксина двора также позволит увеличить представительство творческих кластеров.

"Креативные кластеры позволяют создавать и развивать альтернативные направления экономики, создать новые рабочие места, подвергнуть редевелопменту ранее не используемые промышленные пространства и площадки", — резюмирует Екатерина Запорожченко, генеральный директор Docklands Development.

Вся лента