Подтолкнуть прогресс

Технологии

Одна из основных мыслей, звучавших рефреном на прошедшем на прошлой неделе Инвестиционном форуме Санкт-Петербурга, заключалась в том, что российскую экономику без современных технологий из стагнации не вытащить. Но в среде экспертов нет единого мнения, нужна ли помощь государства в развитии современных технологий.

Чем интенсивнее конкуренция в отрасли, тем выше потребность компаний в новых технологиях

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Дмитрий Баиндурашвили

Внедрение новых технологий в бизнес способствует появлению новых сервисов, товаров и услуг и развитию различных отраслей экономики — начиная с тяжелой промышленности и заканчивая индустрией развлечений. Так, с появлением интернет-торговли значительно возросло потребление товаров и услуг. В этом контексте можно отметить концепцию долевой экономики, или совместного пользования: новые онлайн-сервисы, например, такие как Uber, предполагают извлечение прибыли из уже существующих ресурсов, не требуя капитальных вложений в производство.

Кроме того, новые технологические решения способны повысить производительность бизнеса и могут вести к росту новых рабочих мест на рынке. "Например, растет популярность "умных" разработок в сфере промышленного "интернета вещей", которые способны снизить операционные расходы, автоматизировать производственные процессы и объединить в единое целое все элементы производственной цепи, таким образом стимулируя рост производительности и конкурентоспособность предприятий", — говорит Татьяна Фантаева, генеральный директор компании Eaton в России и Казахстане.

Ставка на цифру

Новые технологии сегодня вносят ощутимый вклад в мировой ВВП. В частности, по данным Еврокомиссии, около 8% ВВП стран G20 приходится на "цифровую" экономику, и эта доля продолжает расти.

Михаил Романов, партнер EY, руководитель группы по оказанию услуг компаниям сектора технологий в СНГ рассказал: "Как показало недавнее исследование инвестиционной привлекательности стран Европы (в том числе России), бизнес полагает, что обеспечивать дальнейший экономический рост этого региона будут в первую очередь информационные и коммуникационные технологии. Об этом сообщили 35% опрошенных компаний. И только на втором месте идут фармацевтический сектор и биотехнологии, на третьем — энергетика".

Господин Романов отмечает, что количество индустрий, внедряющих у себя такие технологии, как "интернет вещей", искусственный интеллект, машинное обучение, постоянно растет. Например, согласно прогнозам, к 2020 году количество пользователей смартфонов превысит 6 млрд человек. По этой причине банки по всему миру сейчас массово скупают Fintech-стартапы. Активно внедряется технология искусственного интеллекта в автомобильной промышленности. Что касается "интернета вещей", то, по мнению руководителей компаний, наибольший прирост выручки к 2020 году эта технология даст в секторе промышленного производства (27,1%), высоких технологий (19,4%) и в сфере банковских и финансовых услуг (18,90%).

Взлет при помощи технологий

Создавая высокотехнологичную и востребованную продукцию, можно обеспечить рост национальной экономики. "Давайте рассмотрим пример Израиля. За последние десятилетия эта страна продемонстрировала стремительный экономический взлет. Сегодня там почти 70% ВВП приходится на сферу услуг. В этих цифрах доля высоких технологий составляет 12,5%. При этом доля высокотехнологичного экспорта в 2015 году составила 50,1%. Для сравнения, доля инновационной продукции в ВВП РФ в 2015 году составила 7,2%. К огромному сожалению, мы по-прежнему в основном экспортируем сырье, продукцию военного назначения и служим донором технологий для развитых стран", — сокрушается вице-президент Parallels Николай Добровольский.

Впрочем, господин Романов более оптимистичен. Он приводит в пример рейтинг "Техуспех", в который вошли наиболее перспективные отечественные компании из сферы высоких технологий. Около половины из его участников — из сферы машиностроения, приборостроения, производства электроники и промышленного оборудования, отмечает господин Романов.

Как считают эксперты, технологическая востребованность наблюдается практически во всех секторах экономики. Если выделять отдельные отрасли экономики, которые сегодня особенно нуждаются и ориентированы на новые технологии, большинство опрошенных BG специалистов отмечают финансовый и банковский сектор, транспортный и логистический бизнес, а также компании топливно-энергетического комплекса, то есть такие компании, которые активно занимаются обработкой и хранением больших объемов статистических данных.

Александр Нинбург, генеральный директор сервиса "Нимбл", говорит: "На практике раньше всех новые технологии внедряются в секторах, которые работают на массового потребителя, там, где используется Big Data, где есть потребность в глубоком анализе: статистика продаж, анализ поведения покупателей, управление продажами и коммуникация с клиентами. Сейчас это в первую очередь технологическое развитие и упорядочивание торговли во всех ее проявлениях".

Уже в России

Алексей Данильянц, генеральный директор Stack Group, считает, что цифровая трансформация бизнеса уже добралась и до России и она коренным образом изменяет привычные бизнес-процессы. Внедрение новых технологий положительно влияет на эффективность бизнеса в целом, в частности — на снижение себестоимости товаров и услуг, а также на ускорение технологических процессов. А эффективный бизнес — это эффективная экономика. "Сегодня в основе таких цифровых трансформаций бизнеса лежит использование облачных технологий, в том числе переход на потребление IT как услуги (IaaS). Использование корпоративных облаков позволяет компаниям добиваться повышения эффективности производственного процесса на 25-30% за счет перенаправления основных ресурсных средств на ключевые бизнес-процессы. В ближайшем будущем мы увидим переход от локальных облачных инфраструктур к сетевым, связанных в глобальную сеть, то есть будет аутсорсинг вычислительных ресурсов в различных регионах мира из одной локальной точки", — прогнозирует господин Данильянц.

Евгений Щепилов, управляющий директор компании "Сервионика" (ГК "Ай-Теко"), при этом отмечает, что в период экономического кризиса компаниям необходимо искать компромисс между тем, что объем инвестиций в технологическое обновление снижается, а потребности бизнеса в конкурентоспособности, гибкости и быстрой адаптации к изменениям рынка растут. "Ответом на это противоречие стали новые технологические тренды: облачные технологии, большие данные, мобильность и "интернет вещей". Кроме того, новый уровень зрелости показывают решения на открытом коде (Open Source) — на их основе создаются масштабные инфраструктурные решения, соответствующие современным требованиям заказчиков и позволяющие решить задачи импортозамещения и вендоронезависимости", — говорит господин Щепилов.

По прогнозу Gartner, мировой рынок облачных услуг за этот год вырастет на 16,5% и достигнет $204 млрд. Наибольший рост при этом ожидается в сегменте "инфраструктура как услуга": он достигнет 38,4%. "Пока отечественный бюджет облачных технологий несколько отстает от бюджетов западных стран. В частности, финансовый сектор США в прошлом году направил на развитие облачных технологий $51 млн, тогда как наши финансисты — лишь $4,2 млн", — говорит Дмитрий Москалюк, вице-президент QBF.

Марианна Белинская, руководитель проектов в области образования и технологий Института опережающих исследований им. Шифферса, отмечает при этом, что сейчас обновление технологий происходит с невероятной скоростью, причем появление новых зачастую ставит вопрос о непригодности предыдущих — особенно это заметно в области телекоммуникаций и информационных технологий. "В таких условиях необходимо ставить вопрос не о количественных показателях влияния технологического развития на экономику, по типу ВВП, а о качественных, причем не только на саму экономику. Основной вопрос в том, какие реальные проблемы мы решаем с помощью той или иной развивающейся технологии для нашей страны. Создавать новые рынки сбыта, зарабатывая на некоем временном спросе, в современной ситуации недостаточно, да и опасно. Есть риск продавать то, что есть, а не развивать то, что необходимо России. В областях энергостроения, двигателестроения, станкостроения, создания и производства новых материалов лидирующими являются другие страны, что создает достаточно серьезные ограничения для развития реального сектора экономики, направленного на решение задач огромной территории страны. В ближайшие 50 лет характер того, как мы будем вкладываться в науку и технологии, повлияет на положение России и на политической арене, где владение технологиями становится фактором влияния", — уверена госпожа Белинская.

При этом директор по региональному развитию компании Polymedia Владимир Батищев полагает, что начинать надо с воспитания и взращивания собственных кадров, способных в будущем развивать науку, наши традиционные отрасли промышленности и наукоемкие направления. "В этом смысле огромное значение имеет государственно-частное партнерство, обеспечивающее возможности создания площадок по организации инженерно-технического образования. Благодаря сотрудничеству бизнеса и государства сейчас появляются многочисленные ЦМИТы, STEM-центры, научно-проектные лаборатории для школьников при вузах. Так, Петрозаводский госуниверситет был одним из первых, кто открыл свои двери школьникам для вовлечения будущих специалистов в науку и инженерное творчество на базе научно-проектной лаборатории "Илмаринен". Имея под собой серьезный научный базис и преподавательский потенциал, у лаборатории есть все шансы подготовить новых специалистов для СЗФО в сферах лесной, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей, деревообрабатывающей промышленностях, а также в области программирования, робототехники, нанотехнологий и многих других современных направлений развития технологий. Процесс подготовки качественно новых кадров долгий, далеко не все, кто учится по STEM-программам, станут специалистами в стратегически важных отраслях, но это единственно правильный путь долгосрочного вложения в наш экономический потенциал", — говорит господин Батищев

Без культа

Максим Захаренко, генеральный директор компании "Облакотека", отмечает: чем интенсивнее конкуренция в отрасли, тем выше потребность компаний в новых технологиях. Традиционно высокие технологии играют ключевую роль в онлайн-сервисах, телекоммуникациях, финансовом секторе, ритейле.

"К сожалению, в России ни на уровне государства, ни на уровне общества нет культа высоких технологий. В условиях присутствия государства во многих секторах экономики, низкой или нерыночный конкурентной среды, для компаний в сфере, например, ОПК, традиционного ТЭК или ЖКХ модернизация, автоматизация, технологическое развитие и внедрение инноваций не очень актуальны. Отсюда очень слабые попытки создать центры инновационного развития за счет государственных инвестиций с традиционными "счетными палатами", "прокуратурами" и прочим госконтролем. Эта не та среда, где могут развиваться технологии. Поэтому в Санкт-Петербурге, как и во всей России, есть только отдельные "ростки" в виде IT-компаний или недавно модернизированных производств", — сетует господин Захаренко.

Арсений Васильев, генеральный директор ГК "Унисто Петросталь", полагает, что развитие новых технологий требует огромных затрат, которые медленно окупаются и начинают приносить прибыль. "Здесь нужно или мощное государственное стимулирование, или мощный потребительский рынок, который формирует запросы, а лучше соединение этих двух факторов. На протяжении многих последних лет строительство является той отраслью, развитие которой вытягивает за собой другие смежные секторы экономики — машиностроение, производство строительных материалов, производство отделочных материалов, инженерного оборудования. Застройщики, изменяясь под запросы рынка, заставляют меняться и других производителей. Сегодня слышен запрос покупателей и государства на доступное, но качественное жилье для россиян, строители идут на внедрение более экономичных технологий строительства, ищут более энергоэффективные, экологичные материалы. Второе, а может третье рождение получает строительство из сборного железобетона, уже вышло из области мировой фантастики строительство зданий при помощи 3D-принтеров, которое вполне может стать обыденной практикой для определенного вида зданий, в том числе и в России", — резюмирует господин Васильев.

Вся лента