Бывшего следователя приняли в преступное сообщество
Участника расследования теракта в Беслане обвинили в помощи киллерам
Как стало известно "Ъ", закончено расследование уголовного дела в отношении бывшего заместителя руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Северной Осетии Аркадия Габалова, имевшего в криминальной среде прозвище Галстук. Участнику расследования теракта в Беслане и других громких преступлений Габалову инкриминируется членство в преступном сообществе Аслана Гагиева (Джако) — предполагаемого лидера бригады киллеров, заочно обвиняемого в организации шести десятков убийств в разных регионах России. По версии обвинения, Галстук, уволившись из следственных органов, помогал бандитам получать информацию по уголовному делу, а также консультировал их по юридическим вопросам.
Аркадий Габалов обвиняется главным следственным управлением СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210 УК РФ (участие в преступном сообществе) и ч. 5 ст. 291 УК РФ (дача взятки в особо крупном размере). По данным источников "Ъ", оказавшись в СИЗО, Аркадий Габалов заключил досудебное соглашение о сотрудничестве с прокуратурой, в рамках которого признал свою вину и дал показания, проверяя которые, ГСУ СКР раскрыло другие тяжкие преступления. Так, например, по обвинению в получении взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ) летом этого года Басманным райсудом был арестован начальник 4-й оперативно-разыскной части управления уголовного розыска ГУ МВД России по Московской области Вадим Шавлохов.
Сейчас Аркадий Габалов знакомится с материалами дела, которое после утверждения прокурором будет рассмотрено судом в особом порядке, что гарантирует обвиняемому минимальный срок.
Аркадий Габалов долгие годы работал в органах прокуратуры Северной Осетии, а при создании Следственного комитета при прокуратуре (СКП, ныне СКР) перешел в него из надзорного органа, став заместителем начальника республиканского следственного ведомства. При этом, работая в прокуратуре и СКП, Аркадий Габалов, по словам его бывших сослуживцев, принимал участие в расследовании таких громких преступлений, как теракты в Беслане и на Центральном рынке Владикавказа. Вместе с подчиненными он разбирался и в серии убийств, совершенных в 2008 году в столице Северной Осетии.
В марте 2008-го, напомним, во Владикавказе был застрелен начальник УБОП регионального МВД Марк Мецаев; в октябре — начальник отдела угрозыска республиканского МВД Виталий Чельдиев, разбиравшийся в причинах убийства Марка Мецаева, и его сын Заурбек; в ноябре жертвой киллеров стал мэр Владикавказа Виталий Караев, а через месяц — вице-премьер Северной Осетии Казбек Пагиев и его водитель Владимир Гасиев.
Как считает сейчас следствие, все эти убийства по заказам неустановленных лиц совершили участники оргпреступного сообщества Аслана Гагиева. Сам Джако в январе 2015 года был арестован в Австрии, но до сих пор не выдан России.
По версии следствия, разбираясь в преступлениях, совершенных участниками ОПС, Аркадий Габалов постепенно познакомился с некоторыми из них, в том числе с Асланом Гагиевым. Однако преступления, которые инкриминируются ему, были совершены уже после увольнения из следственных органов. Уйдя из СКР, Аркадий Габалов, как считает следствие, возглавил так называемую группировку юристов ОПС, работавших на Аслана Гагиева и его ближайших соратников, которые прозвали бывшего следственного начальника Галстуком. При этом, как считают участники расследования, обвиняемый отчетливо понимал, что оказывает услуги особо опасным преступникам, в том числе находящимся в розыске.
По данным источников "Ъ", ОПС было выделено несколько миллионов долларов на то, чтобы развалить ведущееся в отношении них расследование. Для этого Аслан Гагиев, в частности, планировал добиться назначения своих людей на руководящие должности в правоохранительные органы Северной Осетии, а также завести информаторов в региональных управлениях МВД, которые за вознаграждение должны были предупреждать о планируемых в отношении участников ОПС операциях. Однако, как следует из показаний фигурантов дела, реализовать задуманное им не удалось: после начавшихся арестов боевиков большая часть средств, выделенных на подкуп должностных лиц, осела у посредников и была ими присвоена. Однако как минимум одну из коррупционных схем обвиняемым, по версии ГСУ СКР, реализовать удалось. После увольнения из следственных органов Аркадий Габалов в 2013 году устроился в УФМС России по Северной Осетии. В ведомстве он должен был занять пост заместителя начальника управления и курировать иммиграционный контроль. Однако к работе так и не приступил.
Бывая в связи с юридическими проблемами участников ОПС в Москве, как следует из обвинения, Аркадий Габалов познакомился с полковником полиции Вадимом Шавлоховым, который за $100 тыс. передал через Галстука Аслану Гагиеву "документ, содержащий сведения о подконтрольном ему преступном сообществе". Интерес к действиям полиции в Московской области имеет свое объяснение. Дело в том, что после разгрома части ОПС, базировавшейся в Северной Осетии (его участники впоследствии получили сроки вплоть до пожизненных), оставшиеся на свободе боевики сбежали за границу или перебрались в Подмосковье. Кстати, в 2014 году в Одинцовском районе Московской области были задержаны сразу пять активных участников ОПС, в том числе объявленные в международный розыск, которые, скрываясь от следствия, жили в арендованном коттедже.
Деньги для полковника Шавлохова, по данным следствия, также прошли через цепочку посредников, одним из которых оказался юрист Арсен Габолаев, приговоренный в прошлом году к трехлетнему сроку за мошенническое хищение (ч. 4 ст. 159 УК РФ) акций "Газпрома" на 500 млн руб. в составе организованной группы.
Вадим Шавлохов не отрицает, что встречался со своим земляком Аркадием Габаловым, но при этом утверждает, что не продавал тому служебную информацию. По словам защитников полковника, тот работал в подразделении угрозыска, боровшемся с наркопреступностью, а не расследовавшем умышленные убийства, а потому вообще не имел доступа к документам, которые могли заинтересовать членов ОПС. Об этом дали показания и сослуживцы офицера. Адвокаты особо отметили, что у их подзащитного до ареста была безупречная репутация в МВД: он участвовал в задержаниях почти четырех сотен преступников, имеет многочисленные награды, в том числе медаль "За отвагу", и благодарности, является участником боевых действий в Чечне.
Однако все былые заслуги офицера перечеркнуло знакомство с Галстуком. В соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ Аркадий Габалов, как человек, добровольно сообщивший о даче взятки в следственный орган, должен избежать уголовной ответственности за это. Вадиму Шавлохову в случае признания его вины грозит не только длительный срок, но и штраф в размере более 300 млн руб.