«Грузинская мечта» стала конституционной
Партия миллиардера Бидзины Иванишвили завоевала более 75% мест в новом парламенте
В ходе второго тура парламентских выборов в Грузии, состоявшихся в воскресенье, кандидаты от правящей партии «Грузинская мечта» (ГМ) победили во всех мажоритарных округах, где им противостояли соратники экс-президента страны и губернатора Одесской области Украины Михаила Саакашвили из оппозиционной партии «Единое национальное движение» (ЕНД). Таким образом, партия основателя банка «Российский кредит» Бидзины Иванишвили получила конституционное большинство в законодательном органе, что дает ей право и возможность вносить любые изменения в основной закон страны.
По данным ЦИК Грузии, опубликованным в ночь на понедельник, партия «Грузинская мечта» получит 115 мест в 150-местном парламенте при конституционном большинстве 113 депутатских мандатов. Из них 67 депутатских мандатов завоеваны в первом туре во время голосования по пропорциональным спискам, когда партия власти получила 48,68% голосов избирателей, а ЕНД — 27,11%. На третьем месте националистический «Альянс патриотов Грузии» (АПГ) с 5,01% голосов. Второй тур мажоритарных выборов состоялся в 50 из 73 одномандатных округов, где кандидаты от «Грузинской мечты» (ГМ) не смогли набрать более 50% голосов в первом туре. Практически во всех округах на второе место тогда вышли соратники Михаила Саакашвили.
Глава Одесской государственной обладминистрации Украины, явно предчувствуя поражение во втором туре, призывал однопартийцев бойкотировать выборы и вообще отказаться от работы в парламенте, но этот призыв поддержала лишь его жена — уроженка Голландии Сандра Рулофс, сняв свою кандидатуру за несколько дней до второго тура в Зугдидском районе у границы с самопровозглашенной республикой Абхазией. Все другие кандидаты от ЕНД продолжили предвыборную гонку, несмотря на предупреждение своего лидера о «бессмысленности участия во втором туре в условиях тотальной фальсификации на российский манер», и потерпели сокрушительное поражение во всех без исключения мажоритарных округах. ГМ, в свою очередь, проиграла лишь в одном — Хашурском районе, но не ставленнику ЕНД, а кандидату от оппозиционной партии «пивного короля Грузии» Гоги Топадзе «Производственники».
Основной закон не спасли от законодателей
В 2010 году во время очередной конституционной реформы конституционное большинство парламента увеличили с 2/3 до 3/4 в расчете на то, что новая редакция конституции «останется неизменной и стабильной очень долгое время», заявил тогда “Ъ” председатель конституционной комиссии Автандил Деметрашвили. Однако по итогам октябрьского голосования председатель ГМ премьер-министр Георгий Квирикашвили сообщил, что правящая партия намерена немедленно инициировать «глубокие изменения в конституции». В частности, речь идет о переходе на полностью парламентскую форму правления, когда президент избирается не всенародно, а парламентским большинством.
«Это даст возможность российскому олигарху Бидзине Иванишвили уничтожить последний демократический институт и установить в стране неограниченную авторитарную власть»,— заявил “Ъ” член политсовета ЕНД Давид Дарчиашвили. Собеседник “Ъ” убежден, что «партия Иванишвили» попытается использовать конституционное большинство для изменения внешнеполитического курса государства с прозападного на пророссийский. «Это уже происходит ползучим образом»,— уверен политик.
Впрочем, в правящей партии все подобные обвинения категорически отрицают. Генеральный секретарь ГМ Кахи Каладзе на первой же пресс-конференции после выборов подтвердил: Грузия «продолжит курс на интеграцию в евроатлантические структуры — НАТО и ЕС». Но оппозиция все-таки опасается, что ГМ, получив преимущество в парламенте, воспользуется им для восстановления с Россией дипломатических отношений, прерванных Михаилом Саакашвили после «пятидневной войны» 2008 года, а также вступления в Евразийский союз и другие организации, созданные по инициативе РФ. При этом, как сообщил “Ъ” источник в ГМ, первой поправкой к основному закону страны, которую правящая партия намерена инициировать уже в начале будущего года, станет решение совсем не в духе Запада — о запрете однополых браков на конституционном уровне.
О будущем и бывшем
Явка во втором туре выборов составила всего 37,5%, а в первом она была чуть более 51%. В Тбилиси считают, что низкая активность избирателей свидетельствует о разочаровании населения политическим классом вообще. «Это очень опасная ситуация: ГМ и ЕНД в совокупности пользуются поддержкой лишь половины грузинских граждан»,— объяснил “Ъ” политолог Георгий Хухашвили. По его мнению, в таких условиях возрастает риск выхода на политическую сцену сил, способных ввергнуть страну в гражданское противостояние, поскольку политическая элита и власть «обладают очень низкой политической легитимностью вне зависимости от всех процентов, количества депутатских мандатов и юридических норм». При этом господин Хухашвили считает, что подобной расстановкой «вполне могут воспользоваться и внешние силы в собственных целях».
Неясна и судьба самого Михаила Саакашвили. До сих пор он формально остается председателем ЕНД, но в грузинских СМИ и социальных сетях распространяется информация, что в ближайшие дни он намерен выйти из партии в знак протеста против «ослушания» однопартийцев, все-таки решивших участвовать во втором туре и отказавшихся бойкотировать работу «парламента, узурпированного российским олигархом Иванишвили».
Как заявила бывший председатель «Национально-демократической партии» Ирина Саришвили, стоявшая в 1988 году у истоков движения за независимость Грузии, в этом случае Михаил Саакашвили возглавит «новое общенациональное движение за окончательное освобождение от России».
Впрочем, противники экс-президента убеждены, что если Саакашвили когда-либо и вернется в Грузию, то лишь в качестве заключенного. «Его ожидает тюрьма за совершенные им преступления,— сказал “Ъ” политолог Петре Мамрадзе.— В первую очередь за военно-политическое преступление августа 2008 года».