Мой музей

«Огонек» познакомился с создателями частных музеев в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург — город музеев. Только государственных собраний здесь 199. Но с каждым годом музеев становится все больше — за счет частных коллекций. Ведь устроить собственный музей может фактически любой желающий. С желающими познакомился "Огонек"

Текст: Оксана Зотикова


«Музей — это режиссура!»

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Владимир Дерябкин-старший, 67 лет, владелец музея граммофонов, заслуженный артист России, клоун, дрессировщик медведей, автор песен и рассказов

1. Как возникла идея музея?

Вообще, у нас страна, где люди обожают что-то коллекционировать. История с граммофонами началась так: однажды ночью я сидел на вокзале. Все спали, и я увидел, что одна семья перевозит граммофон. Он потряс меня своей красотой. Я тогда работал в цирке и решил, что хорошо бы в одной из клоунад использовать такой граммофон. Ну и, естественно, ходил и говорил всем, что мне нужен граммофон. Сначала один дед предложил мне свой граммофон, потом билетерша нашла каких-то людей, у которых я купил свой второй граммофон. И понеслось. Я подумал: "Если собрать все граммофоны, которые тогда выпускались, то получится уникальная коллекция". На дворе было начало 1970-х годов, и до меня никто не собирал коллекцию граммофонов. По мере того как разрасталась коллекция, возникла идея создать музей. Лет 15 назад я купил свои первые 100 метров, где расположилась коллекция. Затем как-то ко мне в гости пришел губернатор Яковлев, он помог этот музей расширить.

2. Музей — это бизнес или отдушина?

Однажды на блошином рынке ко мне подошел мужчина и спросил: "Я хочу создать музей, скажите, он в окупится?" Я развернулся и ушел. Глупо создавать музей ради заработка! Мой музей уникальный, я даже не считаю, сколько людей его посещает. А вообще я вам скажу, что музей — это прежде всего режиссура. Я пришел из цирка и знаю, что посетителю нельзя показывать все сразу. Вещи нужно расставить с чувством, с толком, с интригой...

Ко мне в музей приезжал самый известный коллекционер граммофонов в мире — южный кореец, он был в восторге. Хотел купить мою коллекцию! Я не продал, ведь моя коллекция прежде всего для души!

3. Какой экспонат любимый?

Наверное, первый граммофон в коллекции. Для создания первого музея мне нужны были деньги, и мой первый граммофон пришлось продать. Я до сих пор расстраиваюсь, когда его вспоминаю. И хотя точно такой же граммофон есть у меня в коллекции, судьба того, первого, меня тревожит. Сейчас на месте первого экспоната стоит трактирный граммофон с большой серебряной трубой. Когда-то эту трубу разворачивали к столику того, кто за него заплатил. Тут все как в жизни: этот граммофон занимает место другого экспоната. Символично!


«Кукла — это сама История»

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Мария Кожухова, 33 года, искусствовед, директор "Музея СССР. Мир детства"

1. Как возникла идея музея?

Наш проект работает на базе Детского музея открытки, коллекцию которого долгие годы собирал наш партнер и коллега Виталий Петрович Третьяков. А совместный проект возник потому, что ни куклы, ни открытки по отдельности не раскрывают тему советского детства. Кукла — это не только воспоминание о детстве, она сама — История. Персонажи, воплощенные в кукле, кукольная одежда, прически, обувь — все они отражают свою эпоху, технологии и моду того времени. В советское время к разработке игрушек подошли с научной точки зрения. Поэтому сегодня многие советские игрушки по праву признаются лучшими образцами промышленного дизайна.

2. Музей — это бизнес или отдушина?

Экономически проект не окупает себя, потому что мы не оказываем платных услуг. Музей посещает около 3 тысяч человек в год. И для каждого взрослого посетителя это не просто встреча с историей, но и возвращение в детство: редкий человек не воскликнет:"Ой! У меня же была такая кукла!" Отличительной чертой советской жизни была беззаботность: плановые профосмотры снимали с человека часть ответственности за собственное здоровье, бесплатное образование позволяло не заботиться о накоплении средств на учебу детей... Так что советское детство — это не только период в жизни, это беззаботное существование, независимо от возраста.

3. Какой экспонат любимый?

Сложно выделить какой-то один предмет. Я бы назвала куклу, спасенную из "зоны АТО", собранную буквально по кусочкам. Кукла, разбившаяся при бомбежке,— символ разрушенного детства... С особой теплотой я отношусь к игрушкам, которые приходят к нам в удручающем состоянии. Рада, когда удается определить их автора и фабрику. Появления куклы Клеопатры известного скульптора Льва Наумовича Сморгона нам пришлось ждать несколько лет, настолько это редкая игрушка. Оригинальное творение скульптора с трудом прошло через горнило художественного совета при торгово-промышленной палате Ленинграда по причине "излишней сексуальности" образа.


«Все началось с благотворительности»

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Оксана Румянцева, 34 года, генеральный директор Музея варежки, президент благотворительного фонда помощи детям-сиротам "Время помогать", детский психолог

1. Как возникла идея музея?

Своим возникновением Музей варежки обязан работе благотворительного фонда помощи детям-сиротам "Время помогать". В какой-то момент символом акции, дарящей тепло детям, стала варежка. В 2011 году акцию по сбору вещей для нуждающихся детей поддержали в 29 городах. Волонтеры не просто собирали вещи, но стали проводить с ребятами арт-занятия и прислали нам сотни своих фотографий, работ в форме варежки. Так что первой вещи в коллекции не было, а было сразу полтысячи варежек. В январе 2012 года мы провели выставку "Музей варежки". Это была галерея картинок с рукавичками, сделанными руками детей-сирот. Люди были так тронуты и принесли столько варежек, что мы смогли отправить теплые подарки детям во все города, участвовавшие в выставке.

2. Музей — это бизнес или отдушина?

Музей варежки был создан как благотворительный образовательный проект. Ежегодно музей принимает сотни килограммов благотворительной помощи — средства гигиены для брошенных малышей, одежду для малоимущих семей, еду для животных в приютах. А для более чем 8 тысяч детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, музей организовал просветительские проекты. Например, у нас работают швейная, вязальная и гончарная мастерские. Мы крупнейший постоянно действующий благотворительный музей в России.

3. Какой экспонат любимый?

Вы удивитесь, но в нашем музее есть и живые экспонаты. В мае 2016 года в Музее варежки вместе с приютами для животных прошла выставка "Птички в рукавичке". Гости смогли увидеть десятки видов птиц, а также узнали о существовании приютов для пернатых в Санкт-Петербурге, о правилах помощи птицам, попавшим в беду. С тех пор в музее нашли свой дом около 10 живых певчих птичек. Кстати, самую голосистую пару птиц зовут Бонни и Клайд. Эта пара амадин, несмотря на то что носит название тигровых, размером не больше 5 сантиметров. Если так можно выразится, то мой любимый экспонат — это наши герои выставки "Птички в рукавичке": роскошный какаду Красавчик и крохотные тигровые амадины Бонни и Клайд.


«Шахматы воспитывают»

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Герман Александров, 69 лет, учредитель Музея фарфора и шахмат, кандидат экономических наук

1. Как возникла идея музея?

Я с детства занимался шахматами. Со временем образовалась коллекция комплектов шахмат из разного материала. Некоторые шахматы были куплены, некоторые — подарены. Потом я задумался: чем же можно было бы удивить людей, которые интересуются шахматами не только как игрой, но и как искусством? Возникла идея создания коллекции, началось приобретение фарфоровых шахмат. Теперь на площади 400 кв. м в пяти залах располагается более 70 витрин со 170 комплектами фарфоровых шахмат. Есть шахматы всемирно известных фарфоровых мануфактур, таких как Мейсен, Веджвуд, Минтон и других. Неспроста наш музей называется Музей фарфора и шахмат — здесь собраны отдельные предметы фарфора. Так, например, рядом с шахматами "Бородино" расположились фарфоровые бюсты Наполеона, Кутузова и других полководцев, участвовавших в этой битве. Так что когда в наш музей приходят дети, они могут увидеть нашу историю, что называется, в лицах.

2. Музей — это бизнес или отдушина?

Конечно, отдушина. Основная идея — это воспитание и повышение уровня культуры наших посетителей. Так, например, под Новый год у нас проходил турнир среди юных шахматистов. Содержание музея стоит денег, но воспитательная цель выше, чем затраты. У нас часто проходят сезонные выставки авторского фарфора.

3. Какой экспонат любимый?

Есть шахматы, чья история заставляет удивиться. Так, например, мейсенские шахматы под названием "Лягушки" совершили длинное путешествие. Выпущенные в 1940-е годы в Германии, они переехали вместе со своим хозяином в Лондон, а затем эмигрировали в Австралию. Их хозяин хотел отдать шахматы в хорошую коллекцию и вышел на меня. Так, облетев полмира, они оказались здесь. В коллекции находится один из двух комплектов шахмат, который английский художник и скульптор Фред Мур сделал для своих сыновей в 1970 году. Судьба второго комплекта неизвестна. И таких историй очень много.


«Это знаковый адрес»

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Сергей Фирсов, 58 лет, директор клуба-музея "Камчатка", работал в конце 1980-х вместе с Виктором Цоем кочегаром в котельной

1. Как возникла идея музея?

"Камчатка" — народное название угольной котельной на улице Блохина, 15, в Санкт-Петербурге. Со временем этот адрес стал знаком всем рок-музыкантам не только этого города. Легендарная котельная получила известность, потому что здесь с осени 1986 по 1988 год работал кочегаром рок-музыкант Виктор Цой. Котельная была местом неофициальных концертов, прямо отсюда Цой вышел на большую сцену. В 1987 году здесь снимали фильм "Рок". В отрывке интервью, данном в фильме, Цой подкидывает уголь в топку и говорит: "Я просто чувствую себя свободным. Абсолютно свободным". Когда котельная прекратила свое существования, я сразу понял, что здесь нужно делать музей, ведь она стала местом настоящего паломничества поклонников Цоя. На самом деле здесь работало много звезд. В свое время в котельной трудились такие известные люди, как Александр Башлачев, Святослав Задерий, Андрей Машнин, Олег Котельников, Виктор Бондарик и другие.

2. Музей — это бизнес или отдушина?

Естественно, это экономически оправданное мероприятие. Если бы оно не окупалось, мы бы давно закрылись. Каждый день сюда приходит от 20 до 50 человек. Здесь почти каждый день проходят концерты. Место не теряет свой популярности.

3. Какой экспонат любимый?

Здесь много личных вещей рок-музыканта. Например, гитара Виктора Цоя, приобретенная им еще в 1970-х годах. Особый дух эпохи передают плакаты и афиши тех лет. Много фотографий кумира рокеров. Но мой любимый экспонат — скромный диванчик, на который часто не обращают внимание. Это диванчик кочегара. Он появился в котельной задолго до нашего прихода. Котельная была построена в 1938 году, но история возникновения диванчика никому не известна. Когда мы пришли, он уже был, этим он и ценен!


Вся лента