АвтоВАЗ поехал на поправку
Тольяттинский завод немного улучшил показатели за счет программы финансового оздоровления
АвтоВАЗ по итогам девяти месяцев незначительно снизил выручку до 130,5 млрд руб., чистый убыток вырос почти в 2,2 раза — до 34,04 млрд руб., зато операционный убыток сократился на 63 % — до 3,5 млрд руб. Акционер компании — «Ростех» — чистый убыток называет «бумажным, никаким образом не влияющим на реальные денежные потоки предприятия». На АвтоВАЗе заявляют, что результаты работы компании улучшаются, в том числе благодаря реализации программы финансового оздоровления. Кроме того, АвтоВАЗ ждет помощи от акционеров, которые в ближайшее время должны выкупить допэмиссию завода.
Вчера АвтоВАЗ объявил результаты работы за три квартала текущего года. Выручка компании за девять месяцев, согласно отчетности по МСФО, снизилась незначительно — до 130,5 млрд руб. (годом ранее —131,2 млрд руб.). Причем произошло это, как отмечают в пресс-центре АвтоВАЗа, на фоне продолжающегося снижения рынка. Убыток от основной деятельности до начисления обесценения снизился на 16,7 %, до 12,1 млрд руб. Такого результата удалось добиться благодаря реализуемым мерам экономии и оптимизации деятельности компании, говорится в сообщении пресс-центра АвтоВАЗа. «К примеру, административные расходы сокращены на 35 % (до 5,6 млрд руб. — „Ъ“), — уточняют в компании.
В результате продолжающейся реструктуризации АвтоВАЗ сократил операционный убыток в третьем квартале на 63 % — с 9,35 млрд руб. в 2015 году до 3,5 млрд руб. в июле—сентябре 2016 года. Чистый убыток компании за девять месяцев вырос почти в 2,2 раза, до 34,04 млрд руб.
В ГК «Ростех» (владеет 32,08 % в Alliance Rostec Auto BV, которой принадлежит 74,51 % уставного капитала АвтоВАЗа) отметили, что «важно разделять операционный убыток и так называемый бумажный, возникший вследствие применения правил МСФО и никаким образом не влияющий на реальные денежные потоки предприятия». «Компания активно проводит политику экономии, которая полностью поддерживается со стороны акционеров», — подчеркнули в госкорпорации. «По мере ожидаемого в будущем роста российского автомобильного рынка это резервирование (обесценение. — „Ъ“) будет сниматься, тем самым повышая прибыль», — добавили в «Ростехе».
«Процесс финансового оздоровления компании ускоряется. Во втором квартале мы сконцентрировались на повышении кросс-функциональной эффективности. Результаты третьего квартала показывают первые позитивные тренды этой работы. Но наша интенсивная программа финансового оздоровления должна продолжаться максимально активно, чтобы мы смогли достичь безубыточности и компенсировать потенциальные риски относительно объемов российского рынка и валютных курсов», — цитирует президента АвтоВАЗа Николя Мора пресс-центр компании.
По данным «Ростеха», программа финансового оздоровления АвтоВАЗа состоит из нескольких мероприятий, в числе которых введение в июле текущего года должности вице-президента по оперативному антикризисному управлению и начало работы кросс-функциональных команд «Монозукури» (с японского «процесс производства товаров»). «Они реализуют мероприятия по сокращению затрат во всех аспектах деятельности компании. Система „Монозукури“, используемая концерном Nissan, стимулирует к постоянным улучшениям и поискам возможностей для сокращения затрат», — поясняют в госкорпорации. Кроме того, программа предполагает углубленное взаимодействие с поставщиками, локализацию компонентной базы для уменьшения доли импорта и перезапуск экспортных поставок автомобилей.
На АвтоВАЗе заявляют, что реализация программы «уже дает первые позитивные результаты». «Так, результаты деятельности во втором квартале (до списаний) в три раза лучше аналогичных показателей за первый квартал 2016 года. Итоги работы в третьем квартале показывают еще большие признаки будущего успешного финансового оздоровления», — отмечается в сообщении пресс-центра АвтоВАЗа.
Напомним, по итогам 2015 года АвтоВАЗ показал рекордный чистый убыток по МСФО, выросший втрое по сравнению с 2014 годом, до 73,8 млрд руб. Тогда отмечалось, что для финансового оздоровления компании необходимо 85 млрд руб. Сейчас завод проводит допэмиссию, в результате которой он намерен привлечь 25 млрд руб. Планируется, что подавляющее большинство бумаг выкупит французский концерн Renault (у него 50,1% в консорциуме Alliance Rostec Auto BV). «Ростех» готов списать часть долга автоконцерна перед госкорпорацией в размере 20 млрд руб., еще 31 млрд руб. задолженности конвертировать в капитал АвтоВАЗа.
По мнению партнера практики «промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Александра Ракши, программа финансового оздоровления АвтоВАЗа работает довольно успешно. «В то же время, открытым остается вопрос роста продаж и, соответственно, загрузки мощностей (сейчас она не превышает 40%). Учитывая общую динамику рынка с 2013 года, а также неблагоприятные прогнозы, как минимум, на среднесрочную перспективу, АвтоВАЗу стоит задуматься о смене своей бизнес-модели, как минимум, в части продаж и маркетинга», — рассуждает господин Ракша.
По данным АвтоВАЗа, доля Lada на российском рынке легковых автомобилей по итогам девяти месяцев составила 19,9 % против 18,1% годом ранее. Было продано 189 852 автомобиля, что на 6,7% ниже аналогичного периода 2015 года. При этом весь рынок сократился на 15,1 %, уточняют в компании.