АИЖК взяли в долю
Страховать стройки будет госфонд под управлением агентства
Компенсационный фонд долевого строительства, который заменит страхование договоров долевого участия, предлагается создать на базе НКО "Фонд единого института развития в жилищной сфере" под управлением Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Такой вариант выбрал Минстрой. До конца года фонду планируется передать полномочия, чтобы запустить его с 2017 года. Впрочем, нагрузка на фонд может оказаться неподъемной — взнос в размере 1% от стоимости стройки обязывает его брать на себя риски всех застройщиков, включая сомнительных.
Минстрой предлагает создать государственный компенсационный фонд на базе НКО "Фонд единого института развития в жилищной сфере", входящей в структуру АИЖК. Как пояснил вчера глава ведомства Михаил Мень, "надеемся, что оно так и будет, но все может еще развернуться". Сформировать фонд до 1 декабря поручил по итогам Госсовета президент Владимир Путин. По данным "Ъ", фонд может возглавить депутат Госдумы шестого созыва Елена Николаева. Сама она вчера не подтвердила, но и не опровергла эту информацию. В Минстрое "Ъ" заявили, что говорить о руководстве фонда преждевременно.
По опубликованному вчера проекту постановления правительства фонд будет формироваться за счет обязательных отчислений застройщиков — 1% планируемой стоимости строительства. Вчера в Минстрое не стали оценивать возможные объемы фонда, ранее речь шла о 30-35 млрд руб. в год — они пойдут на выплату возмещения дольщикам, застройщики которых банкротятся. Также возможны займы застройщику и финансовая помощь (в том числе безвозмездная) для завершения стройки.
В АИЖК на вопросы "Ъ" вчера отвечать не стали, заявив, что вопрос находится в компетенции Минстроя и правительства: "АИЖК выполнит те решения, которые будут приняты". В Минстрое рассчитывают, что фонд получит полномочия и будет запущен с 2017 года. После этого требования страхования и поручительства банка постепенно прекратят свое действие, рассчитывают в Минстрое. Однако предполагается переходный период — по словам Михаила Меня, если хотя бы один договор долевого участия в доме застрахован, то весь дом "продолжает жить по старой схеме". По оценкам ведомства, полный переход на новый механизм произойдет "примерно в 2018 году". При этом министр подчеркнул, что страховщики сейчас "пытаются максимально набрать свой портфель, используя демпинг в цене", что вызывает у ведомства "серьезные опасения", поэтому Минстрой готовит письмо в ЦБ.
Страховщики, в свою очередь, еще в конце сентября получили от главы департамента жилищной политики Минстроя Никиты Стасишина рекомендацию сворачивать бизнес до конца года. Представитель ЦБ велел всем участникам этого рынка подготовить бизнес-планы, показывающие, что компания сохранит устойчивость при уходе с рынка рисков долевого строительства. Впрочем, этот сегмент у страховщиков никак нельзя назвать ведущим — летом только девять компаний соответствовали требованиям ЦБ для допуска к такому страхованию, их сборы по итогам первого полугодия 2016 года составили порядка 6,5 млрд руб.
Компании вовремя не организовались и упустили развитие этого сегмента, говорит источник "Ъ" на рынке. "К сожалению, рыночные возможности упущены,— продолжает он,— в текущих условиях фонд — единственно возможная конструкция. Но за оставшиеся два месяца надо провести колоссальную работу, чтобы с января процесс регистрации договоров долевого участия не встал". По его словам, фонд непременно столкнется со сложностями, которых успешно избегали страховщики. Рыночный тариф на страхование таких рисков составляет 1,1%, а в законе о фонде стоит порог "не более 1%". "Страховщик может отказать в приеме на страхование, а фонд за 1% будет брать риски всех застройщиков, в том числе слабых и сомнительных",— говорит источник "Ъ". Подобные риски видит и Елена Николаева — по ее словам, минимизировать их "гипотетически" могла бы зависимость величины взносов от надежности застройщиков. "Для тех, у кого все прозрачно, можно установить низкие взносы, а для более рискованных — высокие",— поясняет она. Впрочем, решение о плоской шкале принято, и оценить риски и возможности их устранения можно будет уже после начала работы фонда.