Диспетчеры обошлись без бюджета
Управление воздушным движением в РФ профинансировали иностранцы
Как выяснил "Ъ", государство в этом году смогло сэкономить на финансировании развития управления воздушным движением в России. Отраслевая федеральная целевая программа теперь финансируется только из средств ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (ГК по ОрВД). Рублевые доходы ФГУПа с 2015 года резко выросли за счет валютных платежей иностранных авиакомпаний. Если с 2009 по 2015 год бюджет потратил на ФЦП почти 11 млрд руб., то 2 млрд руб. в январе--сентябре обеспечил сам ФГУП. По данным "Ъ", за счет ГК по ОрВД будет модернизирована и система организации воздушного движения в Петербурге за 1 млрд руб.
ФЦП "Модернизация единой системы организации воздушного движения РФ с 2009 по 2020 год" с этого года полностью финансируется за счет средств ФГУП ГК по ОрВД, рассказал "Ъ" советник главы Росавиации Сергей Извольский. Капвложения идут на установку аэронавигационного оборудования в ходе реконструкции и строительства аэродромов. По словам господина Извольского, предложение исключить бюджетные ассигнования по этой статье внесли глава Росавиации Александр Нерадько и гендиректор ФГУПа Игорь Моисенко в начале года на заседании правкомиссии по транспорту, возглавляемой вице-премьером Аркадием Дворковичем. Представитель вице-премьера подтвердила "Ъ", что правительство приняло решение всю программу финансировать без бюджетных средств.
Максимальный объем бюджетных инвестиций по ФЦП (с учетом НИОКР) пришелся на 2011 год, когда было выделено почти 3,2 млрд руб., после чего господдержка снижалась, достигнув минимума в 2015 году — 407 млн руб. Тогда же большая часть средств на модернизацию аэронавигационного оборудования уже шла от ГК по ОрВД — 2,1 млрд руб. Всего с 2009 года на ФЦП бюджет выдал около 11 млрд руб. Но в 2016 году ФЦП уже полностью финансируется из внебюджетных источников: за девять месяцев на это ФГУП выделил 2 млрд руб. В ГК по ОрВД "Ъ" назвали этот вариант финансирования ФЦП "целесообразным": в международной практике провайдеры аэронавигационных услуг обязаны инвестировать прибыль от основной деятельности в развитие и модернизацию инфраструктуры, а финансовое положение ФГУПа "стабильно", по итогам 2015 года дефицита средств не зафиксировано.
В 2015 году в воздушном пространстве РФ ФГУП обслужил 1,4 млн полетов — на 2,4% меньше, чем в 2014 году. По данным сайта ГК по ОРВД, в 2015 году выручка ФГУП выросла на 40%, до 87,6 млрд руб., чистая прибыль составила 25,8 млрд руб. Доля услуг за аэронавигационное обслуживание (АНО) в выручке ГК по ОрВд составила 88,2%, этот показатель вырос на 2,2%, а объем обслуживания иностранных авиакомпаний — на 3%. В итоге доходы ФГУП от услуг АНО иностранным пользователям выросли на 61,3% — за счет девальвации рубля, и хотя по российским компаниям выручка от АНО снизилась на 5,1%, общий рост доходов ГК по ОрВД по этой статье составил 58,9%.
На этом фоне, по данным "Ъ", Александр Нерадько и предлагал правкомиссии сэкономить 1 млрд руб. для ФЦП из бюджета и модернизировать укрупненный центр ОрВД в Петербурге за счет средств ГК по ОрВД. Его планировали ввести в строй в 2017 году, но сейчас срок реализации проекта откладывается. Исполнительный директор "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что при дефиците бюджета решение переложить финансирование ФЦП на ФГУП вполне объяснимо. Эксперт заметил, что закупка оборудования силами ГК может позитивно сказаться на обеспечении безопасности полетов.