На заводе теплее, чем в квартире
Промышленность в октябре готовилась к росту, в который население не верит
Восстановление экономического роста в России ожидается к концу 2016 года, информирует Минэкономики в опубликованном вчера мониторинге экономической ситуации за девять месяцев 2016 года. В министерстве наблюдают стабилизацию темпов динамики ВВП на уровне минус 0,7% в январе—сентябре. С учетом сезонности в сентябре росли лишь добывающие отрасли и розница. На этом фоне опережающие индикаторы состояния промышленности в октябре фиксируют скромный рост выпуска и первое с начала 2013 года увеличение внутреннего спроса на промышленную продукцию. Банк России тем временем сообщает об увеличении нормы сбережений.
Экономический мониторинг Минэкономики за январь--сентябрь фиксирует остановку падения ВВП на уровне минус 0,7% за указанный период и новый спад в 0,7% в сентябре в годовом выражении (после стагнации в августе). Оценки помесячной динамики роста (с устранением сезонности) свидетельствуют: после увеличения на 0,3% за август в сентябре показатель снизился на 0,2%. Позитивную динамику внутри ВВП с сезонной корректировкой показали лишь добыча полезных ископаемых и розничная торговля. В опубликованном вчера же аналитическом комментарии о состоянии экономики Банка России говорится: "В третьем квартале по сравнению со вторым кварталом 2016 года с исключением сезонности прирост ВВП оценивается близким к нулю. Продажи товаров длительного пользования увеличились в сентябре, что, вероятно, было обусловлено неудовлетворенным спросом". Отметим, последний прогноз департамента исследований ЦБ соответствовал увеличению ВВП за третий квартал на 0,4%.
В Минэкономики считают, что в сентябре рос экспорт в денежном выражении — на $0,2 млрд по сравнению с августом (до $22,7 млрд), что во многом объясняет рост в добыче. Однако импорт за сентябрь сократился (см. рубрику "Сегодняшнее число"). Оборот розницы с исключением сезонности за сентябрь впервые с начала 2015 года вырос на 0,1% месяц к месяцу. Потребление услуг за месяц при этом просело на 0,9%. "Реальная зарплата с исключением сезонного фактора в сентябре, по предварительным данным, выросла на 0,1% (по уточненным данным, в августе сезонно очищенный рост составил 1,1% вместо снижения на 0,7% по предварительным данным)",— фиксируют в министерстве, обнаруживая и рост доходов на 1,5% за сентябрь (минус 1,2% за август).
Впрочем, такие колебания показателей потребительского спроса и доходов внутри месяца с учетом сезонности в ЦМАКП наблюдали на протяжении всего года. По оценкам центра, среднемесячные темпы роста реальных зарплат в третьем квартале по итогам сентября обнулились, а оборот розницы в очередной раз незначительно подрос (см. "Ъ" от 20 октября). Отмечая оживление динамики потребления и доходов, в министерстве, как ни странно, наблюдают увеличение нормы сбережений граждан — до 12,9% располагаемых доходов в сентябре с 12,1% в августе 2016 года. При этом инвестиции в сентябре, судя по динамике строительства (минус 0,9% по оценке ведомства), продолжали сжиматься.
В мониторинге Минэкономики подчеркивается, что ситуация в промышленности в сентябре ухудшилась, а выпуск с учетом сезонности снизился на 0,2% после роста на 0,3% в августе 2016 года. На продолжение стагнации промпроизводства указывали данные Росстата и оценки независимых аналитиков. Но данные конъюнктурных опросов ИЭП им. Егора Гайдара фиксируют резкое положительное изменение динамики продаж промпредприятий (см. график), притом что оценки внешнего спроса резко ухудшились. "Планы выпуска не претерпели пока явных позитивных изменений, а инвестиционные намерения даже стали набирать пессимизма",— отмечает автор исследования Сергей Цухло. Индекс предпринимательской уверенности в промышленности после полугодовой стагнации на отметке в минус 5% в октябре подрос до минус 4%, свидетельствуют свежие оценки ВШЭ. И хотя в Минэкономики все еще ожидают, что восстановление очевидного экономического роста произойдет до конца текущего года, ЦБ убежден в сокращении ВВП на 0,5-0,7% в 2016 году.
Дилемма 2017 года, уже отчетливо видная экономическим властям, выглядит необычно. С одной стороны, во многом качество экономического роста, которое в состоянии показать в следующем году российская экономика, зависит от склонности населения к сбережениям. Стагнация 2016 года стабилизировала банковскую систему и содействовала борьбе ЦБ с инфляцией. Смена потребительских настроений вполне в состоянии вывести эту хрупкую стабильность из равновесия — но при ее наличии темпы роста будут минимальны. Вопрос лишь в том, на что сейчас бизнес тратит время "инвестиционной паузы" в экономике — парадоксально, но относительно низкие темпы роста ВВП в 2017 году будут указывать не только на структурные ограничения, но и на рост опыта инвесторов и ограничение их склонности к принятию избыточных рисков.