Винсент Ван Гог, художник
Неуловимый
Вклад или подлог?
На днях великий голландец подарил потомкам очередную загадку. Парижское издательство Seuil опубликовало книгу "Винсент Ван Гог. Туман Арля" с 65 неизвестными эскизами художника. Утверждается, что он набросал их на зеленоватых страницах бухгалтерской книги и вручил друзьям из семейства Жину, когда жил в Арле. С тех пор альбом, в котором впервые проступили очертания "Цветущей ветки миндаля", "Ирисов", "Желтого дома" — словом, всех поздних и, пожалуй, самых знаменитых шедевров Ван Гога, канул в небытие на век с лишним. Известно о нем стало лишь в 2008-м, когда один из потомков Жину решил продать первые 20 рисунков. По крайней мере, такую историю рассказывает Франк Бай, "первооткрыватель" альбома и по совместительству один из основателей Аукционного дома Монте-Карло. В экспертах, понятно, согласья нет. Если авторитетные "вангоговеды" Богомила Велш-Овчарова (Канада) и Рональд Пикванс (Шотландия) с ходу объявили находку "кульминацией жизни всех историков искусства", их коллеги из Музея Ван Гога в Амстердаме негодуют, причем аргументированно. Поставив под вопрос все, от коричневых чернил (Ван Гог писал черными) до "диких ошибок", каких нет ни на одной из его картин, Тейо Меедендорп и Луи ван Тильборг вынесли приговор: стиль рисунков "однообразен, неумел и бездушен". Пока дебаты продолжаются, почитатели великого художника, затаив дыхание, ждут презентации книги, чтобы самим составить мнение: это Ван Гог удивляет нас век спустя после смерти или все-таки те, кому не терпится на нем заработать?