Антарктический саммит. День второй
Российские бизнесмены на борту «Plancius» под голландским флагом продолжают двигаться к Южному полюсу. Рассуждают о переделе Антарктиды, американской оккупации, расчетливых чилийских роженицах и новом самолете для наших полярников.
Согласно традиции, ни одно авантюрное морское путешествие не обходится без случайного человека на борту. Вот и команда «Первого арктического саммита предпринимателей» неожиданно обрела странного попутчика. «Господа, спешу сообщить, что на нашем «Plancius» едет заяц», - неожиданно предупредил нас один из организаторов, представив высокого светловолосого парня. Зовут его Александр Лисов. Живет в Сан-Франциско, путешествует по Южной Америке, причем, часто – автостопом. На выдаче багажа в аэропорту аргентинского городка Ушайа случайно разговорился и познакомился с главой «Клуба лидеров» Артемом Аветисяном. Узнав о мечте Александра попасть в Антарктиду, Артем пригласил отправиться с нами, благо в каютах были свободные места.
Итак, 31 октября. В проливе Дрейка туман, периодически идет снег. Не обращая внимания на качку, от которой пол уходит из-под ног, участники нашей экспедиции выбирают самые интересные проекты, которые нужно реализовать в Антарктиде.
Окончательный список, как уверяют организаторы экспедиции, будет презентован президенту Путину во время телемоста с полярной станции «Белинсгаузен» 3 ноября. Пока оглашать эти инициативы не стану. Зато на вопрос, почему России вообще нужны проекты на южном материке, бизнесмены отвечают открыто. «Рано или поздно, скорее всего, в ближайшие десять-двадцать лет, Антарктида будет разделена между государствами, – уверен Артем Аветисян. – И доля каждой страны будет напрямую зависеть от того, насколько широко она там представлена».
По словам одного из бывших полярников, работавшего в Антарктиде, многие страны держат свои полярные станции уже не ради исследований, но ради присутствия: будто столбят участки. Он рассказал, что некоторые чилийские женщины специально прилетают рожать на базе в Антарктиде: при грядущем разделе континента наличие граждан, родившихся на нем, возможно, окажется серьезным аргументом. Россия же, по его мнению, медленно свои позиции теряет: построенные в 1950-х годах станции ветшают, полярники стареют – платят там мало, а заманить молодежь романтикой уже не удается. У российских полярников даже нет своего самолета – услуги по авиасообщению им оказывают чилийцы и американцы. В то же время американцы буквально оккупировали точку самого Южного полюса, построив там свою станцию. И туристов на сам полюс возят тоже только американцы и британцы со своих аэродромов в Антарктиде.
«Так давайте купим нашим полярникам самолет!» – предложил один из участников нашей экспедиции. Помимо этого, звучало еще множество инициатив и по содействию исследователям, и по популяризации Антарктиды среди потенциальных туристов и инвесторов. Мне это показалось странным: представители малого и среднего бизнеса, многие до этого вообще не представляющие себе полярный материк, вдруг берутся составлять чуть ли не дорожную карту по расширению российского присутствия. «Господа, а деньгами-то вы свои идеи обеспечите?» – не удержался я. «Не вопрос, прямо сейчас готовы скинуться», – закивало головами наше купечество. Однако пускать по кругу подписной лист до окончательного утверждения предложений не стали.
О том, какие проекты будут утверждены, а заодно и отчет о встрече с пингвинами и китами, читайте в следующем репортаже.
Алексей Боярский