Центр притяжения
Четырем судьбам, связанным с легендарными мастерскими ВХУТЕМАСа, посвящена выставка в галерее ARTSTORY
Бывают гении места, и есть места, притягивающие, собирающие вокруг себя таланты. Выставка "Мясницкая, 21. Перекрестки судеб. Раиса Идельсон, Роберт Фальк, Александр Лабас, Александр Родченко" в галерее ARTSTORY — о четырех судьбах, связанных с легендарными мастерскими ВХУТЕМАСа
"Кисти бросок — Жизненный ток. Камень — брусок, Пламень — цветок". Эти стихи художница и поэтесса Раиса Идельсон в 1923 году посвятила Роберту Фальку, тогда уже знаменитому художнику, известному своим участием в "Бубновом валете". На его курс она поступила во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). "Неужели этот большой, как-то по-детски беспомощный близорукий человек — профессор Фальк?!. По тому, как он смотрит на мою работу, сравнивая ее с натурой, по тому, как слушает мои несвязные речи, мне делается ясным, что Фальк именно такой учитель, такой художник и человек, какого я мечтала встретить!" — вспоминала Раиса Идельсон.
Потом декан и учитель стал мужем. Впереди была эмиграция, расставание с Фальком, возвращение в Советскую Россию, второй брак — с Александром Лабасом. И — переписка с Фальком, оставшимся во Франции. Общность мироощущения, взглядов, интересов в этих отношениях оказалась главной.
Художница Раиса Идельсон — центральная фигура выставки "Мясницкая, 21. Перекрестки судеб", которая открывается в галерее ARTSTORY 10 ноября. Это рассказ о четырех больших художниках — Раисе Идельсон, Роберте Фальке, Александре Лабасе, Александре Родченко, чья судьба связана с мастерскими ВХУТЕМАС на Мясницкой. Здесь же, в квартире 36, жили сам Фальк и Раиса Идельсон. Сюда переехал художник-авангардист Александр Лабас, второй муж Раисы Идельсон. В этом же доме жил один из основоположников конструктивизма Александр Родченко. На выставке представлена серия его фоторабот "Дом на Мясницкой" — первые ракурсные снимки как раз того угла дома, где располагались мастерские художников.
Творчество, любовь, жестокое время и дом на Мясницкой оказались связаны в один узел.
«Любовь моя, мне даже сны не снятся.
Я в четкой трезвости сгораю наяву.
И, если я с тобой смогла расстаться,
Не спрашивай, как я живу».
Эти стихи Раиса Идельсон тоже посвятила Фальку. В 1958 году Ангелина Щекин-Кротова, четвертая и последняя жена Фалька, пригласила Раису Идельсон на его посмертную выставку.
"...Раиса Вениаминовна, останавливаясь перед картиной, выключала вокруг себя все, она там была, в этой картине. Я любовалась, как она умела смотреть, и была счастлива, что могу ей это счастье доставить. Между прочим, может быть, после смерти Фалька она как-то оценила выбор Фалька. Потому что казалось, что я — так, какой-то случай в жизни Фалька".
Не случаем был заветный адрес на Мясницкой, где все начиналось.
Жильцами дома на Мясницкой были те, без кого ХХ век неполон: поэты Н. Асеев, А. Крученых; художники Л. Пастернак, Л. Бруни, В. Татлин, графики В. Фаворский и П. Митурич; живописцы А. Осмеркин, А. Древин и Н. Удальцова, П. Львов, скульптор Б. Королев и многие другие.
Произведения для выставочного проекта предоставили: Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Московский музей современного искусства, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки, Ярославский художественный музей, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) и частные коллекционеры.