Плавный спуск
Продажи легковых автомобилей в Нижегородской области снова проседают
Объем продаж легковых автомобилей в Нижегородской области по итогам трех кварталов 2016 года упал более чем на 10%. Традиционное лидерство по продажам продемонстрировали отечественные и корейские автомобили, а лучшая динамика продаж – у немецких и американских автомобилей. Эксперты полагают, что по итогам года российский авторынок снова покажет отрицательную динамику, в том числе по премиальным брендам, но с 2017 года «при отсутствии внешних шоков» ждут восстановительного роста рынка.
По подсчетам отраслевого агентства «Автостат», по итогам трех кварталов в Нижегородской области было реализовано 21,97 тыс. новых легковых автомобилей – на 10,7% меньше, чем в январе-сентябре 2015 года. Первые три места по объемам продаж традиционно заняли отечественные и корейские автомобили: возглавляет список Lada c 4,52 тыс. машин (объем продаж сократился на 6,2%), за ней следуют автомобили Kia и Hyundai – 3,48 тыс. и 2,22 тыс. соответственно (хотя в целом объем продаж марок снизился на 10% и 5,8% соответственно). На четвертом месте и пятом местах — Renault и Nissan, также в топ-10 вошли Volkswagen, Toyota, Chevrolet, Ford и Skoda. Наибольший спад продемонстрировали автомобили марки Chevrolet – продажи упали на 38% к январю-сентябрю 2015 года. В то же время некоторые марки продемонстрировали значительный рост продаж – Ford, который серьезно проседал по объемам реализации в течение нескольких лет, увеличил продажи на 25,7%, а Volkswagen — на 15,4% к аналогичному периоду прошлого года (наибольший рост продаж – на 34,3% — наблюдался у модели Volkswagen Polo).
Тенденции по отдельным маркам в Нижегородской области в целом соответствуют федеральным трендам, говорит гендиректор отраслевого агентства «Автостат» Сергей Целиков. В частности, у Ford показатели в России растут на фоне низкой базы: продажи бренда несколько лет проседали, а сейчас производитель вывел на рынок несколько новых моделей, которые более или менее успешно реализуются, поэтому продажи восстанавливаются. «У Volkswagen рост наблюдается в силу неплохого позиционирования, местной сборки и обновления модельного ряда, то же касается автомобилей Skoda. Если же говорить про аутсайдеров, то Opel и Chevrolet, например, уже практически ушли с российского рынка, сейчас в продаже осталась только Niva Chevrolet. А в прошлом году распродавались остатки Opel Mokka, Chevrolet Lacetti и другие модели», — поясняет господин Целиков. Корейские бренды, по его словам, снизили продажи на фоне высокой базы прошлого года, но по-прежнему остаются лидерами по продажам в России.
Продажи автомобилей премиум-сегмента также просели по сравнению с прошлогодними показателями. По данным директора «Ауди Центра Нижний Новгород» (входит в группу «Автолига») Анджея Таубергера, за девять месяцев в Нижегородской области было реализовано 245 автомобилей Audi – на 34,85% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем продаж BMW в регионе по итогам трех кварталов снизились на 10% — до 191 единиц, а Mercedes – на 23,45%, до 395 машин. В третьем квартале у большинства премиальных автомобильных марок продажи в течение года шли довольно ровно, но по отдельным брендам спад продаж в третьем квартале усилился, констатирует эксперт. По его словам, отчасти это связано с тем, что дилеры маневрируют во взаимоотношениях с импортерами, отслеживая возможные бонусы импортеров для каждого конкретного периода.
В целом аналитики ожидают, что до конца года российская автомобильная розница продолжит проседать: по оценкам партнера PwC в России Олега Малышева, снижение объемов продаж новых легковых автомобилей массового сегмента по итогам 2016 года в России составит 17%, а премиальных брендов – 8%. «С 2017 года начнется постепенное восстановление рынка новых легковых автомобилей в России при условии отсутствия внешних шоков, реализации текущего прогноза по цене на нефть ($55-56 за баррель марки Brent в 2017 году), а также реализации планов по мерам господдержки на 2017 год», — прогнозирует господин Малышев.
Самые продаваемые автомобили на вторичном рынке Нижегородской области
Самыми популярными моделями среди автомобилей с пробегом за девять месяцев в Нижегородской области стали, по подсчетам CarPrice, три модели ВАЗ: Kalina, Granta, Priora, а также Ford Focus, а из брендов лидируют автомобили ВАЗ, Hyundai и Ford. Почти три четверти (72%) всех проданных в городе машин с пробегом — 2006–2013 годов выпуска, причем чаще всего нижегородские автовладельцы реализуют машины последних 10–11 лет, в то время как в среднем по России — 8–9 лет. Самыми популярными по спросу и предложению на вторичном рынке в январе-сентябре 2016 года в регионе были автомобили 2008 года выпуска. «Выделяются низкие продажи машин 2009 года производства, что связано с кризисом 2008–2009 годов. При этом рынок подержанных машин продолжает расти, несмотря на общее падение в конце 2015 — начале 2016 года», — отмечает директор по развитию новых проектов CarPrice Эдуард Гуринович.