«Автогражданка» поделится рисками с государством
ОСАГО пустят в перестрахование
ЦБ рассматривает снятие запрета на перестрахование рисков ОСАГО уже в эту осеннюю сессию при утверждении депутатами «ремонтных» поправок по «автогражданке». Сейчас перестрахование рисков ОСАГО запрещено во избежание вывода страховщиками средств от прибыльного бизнеса. Теперь, когда направление начало приносить убытки страховщикам, его риски могут быть размещены, например, в «дочке» ЦБ — Национальной перестраховочной компании (НПК). Рынок не в восторге от этой идеи.
Запрет на перестрахование ОСАГО может быть снят уже в осеннюю сессию Госдумы, заявил в рамках форума «Страховой бизнес в эпоху перемен» глава департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук. Он пояснил, что действующий запрет на перестрахование рисков ОСАГО объясняется опасениями вывода средств из доходного для страховщиков направления. Теперь же, по его мнению, запрет может быть снят. В качестве одного из перестраховщиков ОСАГО он назвал «дочку» ЦБ — НПК.
Глава НПК Николай Галушин заявил “Ъ”, что подобное решение — «это большая работа, требующая всестороннего обсуждения». Остальные участники рынка были менее сдержанны в своих оценках. По сути, перестрахование — это перераспределение ответственности по выплатам, которой, как выяснилось страховщики вовсе не рады. Компании не хотят выпускать из своих рук все рычаги управления процессом выплат в ОСАГО.
«Перестрахование рисков ОСАГО само по себе не решит проблему убыточности, причиной которой является неконтролируемая деятельность криминальных автоюристов,— заявил “Ъ” глава «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров,— по сути получится, что система единого агента, которая уже работает в ОСАГО, просто дополнится перестраховочной государственной структурой. Это хорошо только тем, что государство прямо или косвенно через перестрахование начнет участвовать в урегулировании убытков ОСАГО, и когда деньги в общем котле закончатся, а они закончатся очень быстро — будет вынуждено серьезнее относиться к проблеме, чем сейчас, когда предлагаются любые поправки в закон об ОСАГО, кроме тех, которые реально нужны для борьбы с автоюризмом. Убыточность вида при перестраховании или без него не меняется — будущее рынка ОСАГО также тревожно, как и было»,— говорит он.
Напомним, в настоящее время к рассмотрению в Госдуме готовятся поправки о замене денежной выплаты ремонтом в ОСАГО. Страховщикам не особенно нравится версия Минфина, в которой право выбора «выплата или ремонт» и конкретика по сервису в случае ремонта остается за автовладельцем. Теперь же, к сожалению для страхового лобби, появилась еще одна угроза — возможности перестрахования рисков ОСАГО. Будет ли это перестрахование обязательным или добровольным — представитель регулятора не уточнил. Однако, судя по схеме работы НПК, которая с января 2017 года будет в обязательном порядке перестраховывать 10% рисков всех видов, перестрахование в ОСАГО может стать обязательным.
«Это очередная “страшилка” от ЦБ,— говорит один из участников рынка,— когда летом страховщики не спешили присоединяться к системе Единого агента Российского союза автостраховщиков, регулятор так же пугал национализацией ОСАГО» (“Ъ” писал о варианте, который предложил ЦБ, по созданию госстраховщика ОСАГО 7 июня).