Водителям очертили новую зону ответственности
Правительство вводит новую разметку перекрестков
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов распорядился разработать нормативные акты, вводящие в России новый вид дорожной разметки. Территорию перекрестков планируют размечать сеткой желтого цвета — так называемой вафельницей — и штрафовать водителей за выезд на нее во время заторов. Нарушения в перспективе будут фиксироваться камерами. В аппарате первого вице-премьера отметили, что новая разметка хорошо показала себя в ходе эксперимента в Москве.
О том, что Игорь Шувалов поручил разработать и внести в правительство проекты нормативных актов (поправки к ПДД) о новом виде дорожной разметки, сообщили в аппарате первого вице-премьера. Речь идет о сетчатой разметке (желтого цвета), обозначающей территорию перекрестка, на которую можно въехать только при условии, что на перекрестке нет "хвоста". В аппарате вице-премьера пояснили, что новую разметку — так называемую вафельницу — нельзя будет пересекать в случае заторов. Поручение было дано по результатам эксперимента МВД РФ и столичных властей, которые в 2015 году нанесли "вафельницу" на трех московских перекрестках (в районе метро "Автозаводская"). Отметим, что стоимость нанесения такой разметки составляет около 300 тыс. руб. для каждого перекрестка.
В аппарате Игоря Шувалова вчера назвали перекрестки проблемными участками, поясняя, что водители зачастую выезжают на них в нарушение ПДД и создают помехи для движения автомобилей в поперечном направлении.
Ранее предложение о введении "вафельницы" выдвинул Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Эксперты также предложили исключить из ПДД понятие "затор" как не расшифрованное в нормативных актах, но применяющееся, например, в ст. 12.13 КоАП РФ. В ней, в частности, говорится о штрафе в 1 тыс. руб. за "выезд на перекресток или пересечение проезжей части в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения ТС в поперечном направлении". Между тем, по мнению ученых, на практике сложно доказать умысел в действиях водителя, когда он, оценив ситуацию и поняв, что затор его остановит посреди улицы, все равно поехал вперед. Наряду с отменой понятия "затор" в Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ предлагали уточнить, что нарушение при проезде стоп-линий на перекрестках наступает при их пересечении бампером машины (см. "Ъ" от 5 октября). Впрочем, о реализации этих предложений в аппарате господина Шувалова вчера не говорили. Между тем реализация поручений первого вице-премьера потребует введения в ПДД и нового дорожного знака, предупреждающего о "вафельнице",— в виде белого прямоугольника с автомобилем и желтой сеткой.
Глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский говорит, что аналогичная разметка применяется во многих странах. Такой подход, в частности, используется в Лондоне, где правила гласят: "Если транспорт движется медленно и вы видите красные тормозные огни, вам следует остерегаться остановки в пределах обозначенной зоны". Господин Шумский поясняет, что в России санкция за проезд перекрестка на красный сигнал светофора существует давно, но практики ее применения практически не было "из-за сложности доказательства нарушения". Тогда как "вафельница" поможет фиксировать нарушения с помощью автоматических камер, полагает эксперт.
Координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов говорит, что во многих регионах циклы работы светофоров не меняются десятилетиями, поэтому водители зачастую "являются заложниками некачественной организации движения, а не нарушителями, желающими проскочить перекресток". Кроме того, эксперт не понимает, что делать водителям, если после их выезда на "вафельницу" вблизи по ходу движения происходит, например, ДТП и движение останавливается. Господин Шкуматов считает, что подобную разметку стоит вводить "в местах с очень высоким уровнем организации движения", и опасается, что в противном случае это приведет к увеличению, а не уменьшению заторов.