«Неравнодушных в стране становится больше»
В Федеральной службе исполнения наказаний пообещали обеспечить безопасность Ильдара Дадина, отбывающего срок в карельской колонии. Вчера большой общественный резонанс вызвало опубликованное в интернете письмо Дадина. Он обвинил руководство колонии ИК-7 в применении пыток в отношении него и других заключенных. По словам осужденного, его избивали, подвешивали к потолку в наручниках, угрожали убийством. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пообещал, что о письме будет доложено Владимиру Путину. Обозреватель «Коммерсантъ FM» Станислав Кучер объясняет, почему голос заключенного был услышан столь быстро.
Зло стало сложнее спрятать. Уже к полудню вчерашнего дня фотографию начальника колонии майора Коссиева и скриншоты его страницы «ВКонтакте» перепостили тысячи человек по всей России. Опубликованное новостными сайтами письмо Ильдара Дадина разместили в соцсетях десятки тысяч. Точное число людей, позвонивших вчера в колонию и написавших на электронную почту ФСИН, не сосчитает никто.
Именно это массовое проявление неравнодушия к судьбе человека сделало возможным то, что было сложно себе представить еще 10 лет назад, — почти мгновенную реакцию власти. Заявления представителей СКР, ФСИН, уполномоченного по правам человека и обещание пресс-секретаря президента сообщить о письме лично Путину — смею утверждать, всего этого бы не было, если бы не развернутые в интернете кампания солидарности с заключенным и взрыв возмущения происходящим в карельской колонии.
О практике избиений и пыток в российских тюрьмах, разумеется, заговорили не вчера. Правозащитники в течение многих лет писали и кричали об этом везде, где только могли. Но именно вчера тема тюремного произвола впервые после смерти Сергея Магнитского вызвала настолько мощный общественный резонанс, что ее не обошли вниманием даже федеральные СМИ. Хорошая новость в том, что на сей раз это случилось при жизни заключенного, и теперь есть надежда, что угроза этой жизни отступила.
Я не знаю, что покажут визиты правозащитников в колонию. Вчера вечером замдиректора ФСИН уже сделал вполне предсказуемое заявление о том, что «в ходе предварительной проверки применение насилия в отношении Дадина не подтвердилось». Скорее всего, нам еще не раз сообщат, что никаких пыток и избиений не было. Можно не сомневаться: начальник колонии, которого Ильдар Дадин обвинил в организации и личном участии в избиениях заключенных, сохранит свое место и лишится только страницы «ВКонтакте», которая была удалена еще вчера днем. А может все сложится иначе, и этот скандал приведет не только к проверке в одной конкретной колонии, но и станет пусть маленьким, но шагом к радикальной реформе системы, которую правозащитники называют достойным наследником ГУЛАГа.
Лично я ни секунды не верю в то, что тревога была ложной, но даже если нас постараются в этом убедить, можно быть уверенным: каждый блогер, журналист и просто гражданин, кто не остался равнодушным к этой истории, сделал большое дело. Эти люди не только привлекли внимание к положению Ильдара Дадина и всех заключенных, отбывающих срок в сегежской колонии №7 — хотя и это, согласитесь, уже немало. Они показали и обществу, и власти, что объединяться способны не только те, кто призывает запретить выставку Стерджеса или показ рок-оперы «Иисус Христос-суперзвезда». В наши циничные, наполненные обреченным безразличием и неверием граждан в собственные силы времена это дорогого стоит. Мир меняют активные и неравнодушные. История с письмом из колонии ИК-7 показала, что таких в стране становится больше.