«Можно сплотиться перед лицом внешней угрозы»

Реплика Дмитрия Дризе

Еще несуществующий закон о российской нации стал одной самых обсуждаемых тем в обществе. В Кремле подчеркнули: пока это идея, и она требует экспертной проработки. Тем временем предложение, одобренное президентом, уже подхватил парламент. В Совете федерации заявили, что готовы принимать участие в разработке документа. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что в основу закона может лечь идея сплочения народа на фоне враждебного внешнего окружения.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Естественно, что все представители властной вертикали или непосредственно к ней причастные идею закона о российской нации горячо поддержали, однако ясности это не добавило. Конкретных слов, что же все-таки это будет такое, не прозвучало. Вот, например, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая заявила, что начинание «является отражением наиболее значимых ценностных смыслов общества». В том же духе высказался и главный раввин России Берл Лазар. Он назвал закон о нации символом новой ступени развития страны. Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов заявил, что в условиях враждебного окружения нужно сплачивать народ, но закон не должен копировать иностранный опыт.

Это понятно: накануне такую задачу поставил президент. Должны обойтись своими идеями из тысячелетней истории. Таким образом, на сегодня существует две концепции, на которые разработчикам не следует опираться. В Америке это так называемый плавильный котел: в результате переплавки многочисленных культур формируется «единая американская нация». Ну а Европе пресловутый мультикультурализм — там национальные культуры существуют параллельно, обогащая и насыщая друг друга. Местные перенимают все хорошее от мигрантов и наоборот.

Что же тогда может быть у нас? Пока что единственная конструкция, которая приходит на ум, — это советский народ, у которого есть светлая цель — коммунизм. Многонациональная страна сплачивается вокруг передового марксистско-ленинского учения, формируя единую общность. Не получилось — СССР развалился.

Сейчас идеологии нет, но можно сплотиться перед лицом внешней угрозы. Похоже, что именно коммунист нащупал истину — партийцы до сих пор сильны в теории. Неважно, какой ты национальности, раз окружение враждебное — значит нужно сплотиться вокруг традиционных ценностей семьи, брака, нравственности и морали — всего того, что поддерживает действующая власть.

Вся лента