«В сфере детской финансовой грамотности на Урале — вакуум»
Основатель проекта Money start Виктор Долженко рассказал, что собой представляет первая уральская школа финансовой грамотности, как она переросла из увлечения в бизнес, и почему дети должны знать счет деньгам, а также поделился секретами вовлечения ребенка в процесс повышения финансовой грамотности.
— Школа финансовой грамотности Money start — уникальный для Урала проект. Расскажите, что он собой представляет, и почему вы решили его развивать?
— Это частные курсы, на которых детям преподаются навыки обращения с деньгами. На уроках ребята получают знания о финансовой системе и финансовых инструментах, учатся бюджетированию, финансовому планированию и инвестированию.
Я инвестиционный банкир, поэтому постоянно работаю с частными клиентами, вижу их успехи и ошибки на финансовом рынке. За годы практики я часто наблюдал, как люди попадают в неприятные ситуации из-за того, что не делают элементарных вещей, например, не ведут бюджет и обременяют себя ненужными кредитами. Дело не в том, что эти люди недостаточно умны, просто когда-то им не заложили базовые идеи распоряжения личными финансами, не объяснили «что такое хорошо и что такое плохо». Когда я стал интересоваться вопросом и читать специализированную литературу, понял, что в сфере детского финансового образования на Урале — вакуум. Недавно появились хорошие инициативы со стороны Центробанка (ЦБ занимается подготовкой специалистов, которые будут внедрять в школах страны программы по финансовой грамотности, — прим.), однако неизвестно, когда они дойдут до Екатеринбурга.
— Что подтолкнуло вас к созданию школы?
— Идея появилась год назад, когда я пригласил класс, в котором учится мой старший сын, на экскурсию в банк «БКС Ультима», филиалом которого в Екатеринбурге руковожу. Тогда я немного рассказал ребятам о банке, истории денег и денежной системе, показал аппарат для проверки подлинности банкнот. Второклассники слушали с большим интересом, последовали хорошие отзывы. При этом оставалось еще много информации, которую можно было рассказать ребятам. Наверное, тягу к преподаванию я перенял у своих родителей-профессоров, когда в детстве наблюдал, как они готовятся к лекциям. Мы начинали с двухдневных мастер-классов по теме «персональные финансы», которые с января по май 2016 года прошло около 120 ребят. Однако в процессе стало понятно, что детям хотелось бы заниматься дольше, а мы можем дать им больше интересного материала. За лето мы с женой Анной, которая является руководителем и организатором школы, проработали программу, составили рабочие тетради, и в сентябре приняли первые группы на двухмесячные курсы.
— В каком формате ведется работа с детьми?
— Длительность курса — два месяца, занятия проводятся по выходным, Мы ориентируемся на четыре набора с сентября по май. В каждом наборе по две группы: для детей 9–12 лет и 13–16 лет. Недавно мы выпустили первый такой набор из 20 человек, который начал занятия в сентябре, сейчас набираем второй.
На первом занятии каждому ученику открывается условный банковский счет с разными валютами. В рабочих тетрадях они могут заполнять специальные ведомости и делать конверсионные операции. С одной стороны, они учатся внимательно относиться к заполнению документов, с другой — осознают, что от их действий зависит то, насколько увеличивается или сокращается состояние их условных денег. Младшие ребята работают только с рублем, долларом и евро, а у старших добавляются золото и акции. На уроках с подростками мы, например, составляем бюджет студента, который уехал учиться в другой город, а для младших внедряем больше игровых элементов. В каждом курсе есть два занятия с финансовыми играми, что очень нравится детям. Играя в «Монополию» и «Денежный поток» ребята видят, как на практике применять полученные на занятиях знания, обмениваются навыками, успехами и неудачами в своих командах.
— Есть ли у вас планы по развитию этого бизнеса? В каком формате это будет происходить: увеличение количества групп в Екатеринбурге, или открытие школ в других городах?
— Мы планируем последовательно расширять количество партнеров. Изначально все занятия вел я, однако сейчас со школой сотрудничают два тренера по деловым играм, а также партнеры, преподающие модули по страхованию, и предпринимательству. Предполагаем, что в скором времени к нам присоединится банкир, который будет рассказывать про банковские продукты.
Изначально мы не закладывали идею распространения на другие города, единственной целью школы было приносить пользу и окупать себя. Но в процессе мы увидели реальную потребность: нам еженедельно звонят с предложениями открыться в каком-либо городе или купить наш курс для преподавания. Сейчас мы разрабатываем модель, которую можно будет тиражировать, это может быть франшиза или партнерская сеть. При необходимости мы можем увеличить количество групп в Екатеринбурге, ввести занятия по будням, но пока потребности в том нет. Несмотря на то, что мы получаем большое количество положительных отзывов и многие хотят записать к нам своих детей, до записи доходит далеко не всегда. Я вижу две причины. Во-первых, в матрице Эйзенхауэра (принцип планирования, по которому дела распределяются в четырех квадратах вокруг пересечения осей важности и срочности, — прим.) финансовая грамотность детей попадает в квадрат важных, но не срочных дел, поэтому многие родители из-за занятости регулярно откладывают этот момент. Но бывает и так, что ребят не удается убедить, что знания им необходимы для жизни. Особенно, когда в семье созданы «финансовые заповедники», и дети не испытывают проблем с получением денег на карманные расходы и приобретением желаемого.
— Как объяснить ребенку, что навыки финансового планирования важны для жизни и вовлечь его в процесс?
— В том числе чтобы немного помочь сделать выбор ребятам, которые не определились, нужен ли им курс, мы решили провести большой турнир по «Монополии» в Ельцин-центре 4-5 ноября. Часто «Монополии» в семьях пылятся на полке после одной — двух игр, но когда ребята соревнуются с большим количеством сверстников, да еще и за ценный приз, у них появляется азарт, им становится действительно интересно. Параллельно в процессе игры участники оценят свои навыки бюджетирования и учета расходов.
У старших ребят, которые записываются в «школу», как правило, есть четкое понимание того, зачем им это нужно. На занятиях мы разбираем жизненные ситуации, с которыми ребята столкнутся уже в ближайшие годы. Они осознают это, поэтому серьезнее относятся к урокам и практически никогда не пропускают. Один наш ученик даже приехал на воскресное занятие с дачи, которая находится за 150 км от Екатеринбурга. Он самостоятельно встал в 6 часов утра и отправился в город на автобусе. Еще один плюс, в этом возрасте дети уже достаточно взрослые, но они еще не получили собственного опыта, который накладывает определенные клише.