Параллельные токи
Два взгляда на одно электрическое будущее
В Париже объявили, что грядет революция. Не Великая Французская. И без гильотин. И все же. Концерн Daimler сообщил о создании нового бренда для электрических продуктов марки Mercedes-Benz. К 2025 году появится более десяти полностью электрических автомобилей, выделенных в собственную семью под названием Mercedes-EQ. Концерн Volkswagen обещает наступление новой эры еще раньше - новое семейство электромобилей начнет поступать на рынок с 2020 года. Как приблизительно будет выглядеть наше недалекое будущее, обе марки показали на Парижском автосалоне.
Что общего может быть у двух концептов с электроприводом? Да почти все! Четыре колеса - и, что характерно, все круглые. Четыре кресла... Но это мы все можем видеть и на серийных моделях - с любым приводом. Главное, что и Daimler, и Volkswagen обещают пробег на одной зарядке около 500 км. Это уже сопоставимо с дистанцией, которую проезжает бензиновый автомобиль на одном баке. То есть главное препятствие на пути распространения электромобилей к 2020 году будет преодолено. Да и с других точек зрения эти два концепта довольно похожи. Создается впечатление, что автопроизводители уже определились с основными чертами электромобилей, которые мы увидим лет через пять. Но есть и различия.
Кроссовер или хетчбэк?
Для представления своих электромобилей Daimler и Volkswagen выбрали разные форматы. Generation EQ - внушительных размеров кроссовер, а I.D. можно назвать городским хетчбэком.
Возможно, дело в том, что Generation EQ представляет целое новое направление в гамме Mercedes-Benz, которое и получит обозначение EQ. И его платформа под названием EVA (Electric Vehicle Architecture) рассчитана на использование в разных типах автомобилей - не только кроссоверах, но и седанах, и купе. При этом базу и колею можно менять. Хотя в этом Daimler ничем не отличается от Volkswagen. Ведь I.D. фактически тоже премьера новой платформы - MEB (Modularer Elektrischer Baukasten). Только машина все-таки поменьше. Но! За счет того что колеса находятся практически по углам кузова, свесы минимальны, то при габаритной длине, как у "Гольфа", внутреннее пространство у I.D. больше, чем у "Пассата"! И, кажется, даже ненамного меньше, чем у Generation EQ.
Скомпонованы интерьеры одинаково - четыре отдельных кресла и развитые подлокотники между ними. Но это как раз обычное дело для концептов - демонстрировать простор, свободу и опирающиеся неизвестно на что кресла. На пути к конвейеру инженеры всегда находят чем занять все эти бессмысленные пустоты, а дизайнеры вспоминают, что водитель и пассажиры любят таскать с собой "1000 мелочей". Поэтому все красивые слова об "ощущении свободы" в пресс-релизах о концептах в описании серийных моделей уступают место рассуждениям о практичности и разумном использовании пространства.
Автомобильные бренды в последнее время мучительно ищут свое особое лицо. И дизайнеры предлагают все новые и новые изыски.
Впрочем, Volkswagen позаботился о практичности уже сейчас. Подушки задних кресел откидываются вверх, как у сидений в кинотеатре, освобождая место для багажа. Можно и сложить спинки задних кресел, и тогда получится багажник объемом 960 л. А центральный подлокотник между передними креслами можно сдвинуть назад. Не ново, но красиво! Чтобы пассажиры оценили простор салона еще на этапе посадки, в I.D. оригинальные двери. Передние просто распашные, зато задние сдвигаются, экономя место рядом с машиной на стоянке. Основная их задача - избавить машину от центральных стоек и увеличить ширину проема. Ремни безопасности крепятся непосредственно к креслам. Не самое дешевое решение для серийной массовой модели.
У Mercedes-Benz каких-то революционных находок я не обнаружил. Напротив, дизайнеры Generation EQ демонстрируют приличное и привычное премиальному бренду уважение к традициям. Например, стекла дверей здесь не имеют рамок - это такой чисто немецкий видовой признак кузова типа купе. И двери здесь нормальные, распашные. Правда, без ручек: двери автоматически открываются при приближении водителя. Но эту технологию освоил и Volkswagen. Правда, ручки у его дверей все-таки есть - они даже светятся и выдвигаются, когда надо открыть дверь
Светопись
Автомобильные бренды в последнее время мучительно ищут свое особое лицо. И дизайнеры предлагают все новые и новые изыски. Временами получается неплохо, временами - наоборот. Если вы устали от этих экспериментов, то Generation EQ и VW I.D. дадут вам возможность немного отдохнуть. Формы кузова у них довольно спокойные, злые языки сказали бы "обмылки". А мы вспомним об аэродинамике и о том, что сейчас дизайнеры переходят к новым инструментам. А именно - к свету!
Для Mercedes-Benz это необходимость: его фирменная решетка радиатора электромобилю не нужна. Новой идеей стал огромный рисунок из синих световодов. Традиции не умирают, они просто вписываются в новые условия. Volkswagen отнесся к делу попроще - светодиодное обрамление фар и светящаяся эмблема.
Светодиоды активно работают и сзади - у EQ обещают сделать фирменным элементом красные линии на черном фоне. Этот контраст использован и в I.D. - там сзади тоже черная вставка, продолжающая черную крышу, но фонари - это просто фонари.
Свет вообще становится важным элементом дизайна. Подсветка порогов снаружи и внутри, проекция логотипа или силуэта автомобиля на асфальт, разнообразные световые эффекты в интерьере - обязательная часть автомобиля будущего. Интересно, останутся ли верны идеалам светопоклонничества дизайнеры при создании серийных моделей? Ведь вся эта красота - как бы мало ни потребляли светодиоды энергии - неизбежно скажется на запасе хода.
Идея избавляться от органов управления сейчас самая модная среди создателей интерьеров. Практически все, что только возможно, «прячут».
Один или два?
По принципам компоновки Generation EQ и I.D. практически одинаковы. Аккумуляторная батарея располагается под полом между осями, а между колесами - электромотор. Разница лишь в том, что на Volkswagen I.D. двигатель только сзади, а у концепта Mercedes-Benz их два, и у него ведущие обе оси. Интересно, появится ли на серийной модели надпись 4 MATIC?
Преимущество такой компоновки - низкий центр тяжести, а значит - устойчивость. Так в свое время под пол царских железнодорожных вагонов закладывали свинцовые плиты, чтобы ход был более плавным. А тут не просто плита, а полезная нагрузка. Общий объем привода электромобилей не меньше, чем у обычных автомобилей. Кроме батареи и силовых установок нужны еще преобразователи тока из постоянного в переменный и наоборот, управляющие устройства, зарядное... Но в отличие от ДВС и коробки передач узлы электропривода можно размещать почти где угодно. Вот на I.D. двигатель сзади, а впереди преобразователь и другие вспомогательные системы. В итоге конструкторы добились почти идеального распределения массы при полной нагрузке - 48 процентов на переднюю ось и 52 на заднюю. Все плюсы классической компоновки с задним приводом! Daimler детали не уточняет, но можно предположить, что, как и на полноприводных моделях с ДВС, задняя ось будет получать чуть большую долю крутящего момента.
Запас хода практически одинаковый - Daimler оценивает дистанцию до полной разрядки в 500 км, Volkswagen дипломатично говорит о пробеге от 400 до 600 км.
Без руля
Вот в чем Volkswagen обошел Mercedes-Benz, так это в представлении своей концепции автоматического управления. Комплекс систем I.D. Pilot планируется ставить на серийные модели в 2025 году, но I.D. к этому уже готов. Он может ездить без руля в буквальном смысле этого слова! Надо просто нажать на эмблему WV на ступице рулевого колеса, оно уедет в панель приборов, и дальше машина покатит самостоятельно. Из крыши выдвинется башенка с радарами и камерами, которые помогут компьютерам оценивать обстановку вокруг автомобиля.
Daimler так же активно работает над беспилотным движением, но вот убирать руль совсем не предлагает. Наверное, жалко ради реализации этой идеи портить роскошный прямоугольный дисплей, заменяющий приборный щиток, и так похожий на те, что сегодня ставят на S-класс.
Идея избавляться от органов управления сейчас самая модная среди создателей интерьеров. Практически все, что только возможно, "прячут" в многофункциональные дисплеи, сенсоры, приложения смартфонов или даже приспосабливают к голосовому и жестовому управлению. Как там было у Артура Кларка - совершенная технология неотличима от магии? Вот именно это сейчас и происходит. Разве что свои фирменные рукоятки регулировки кресел в виде схематичного сиденья на двери Daimler оставил. Кстати, Volkswagen управление этой функцией тоже сохранил кнопочное, но на боковине кресла. Впрочем, программы индивидуализации под названием Volkswagen I.D. будут опознавать того или иного водителя и автоматически подстраивать параметры кресла, климат-контроля или плей-лист в аудиосистеме для каждого из них.
Непростое время предстоит дизайнерам - наступает эпоха все большей свободы в организации салона автомобиля. Вроде и хорошо, когда ограничений нет, но не зря ведь говорится, что танцевать надо от печки. А в чистом поле с печками сложновато.
Общая черта двух концептов - замена зеркал заднего вида видеокамерами. Пока это не допускается стандартами, поскольку камеры нуждаются в питании и вообще могут сломаться. Законодатели предпочитают делать обязательными самые простые системы. Но когда автомобиль становится беспилотным, требовать наличия устройства для сбора и подачи информации в глаз водителю как-то уже нелогично.