Добровольно-принудительное единство
Можно ли отказаться от приглашения начальства на митинг
4 ноября Россия отметит День народного единства. По стране пройдут традиционные митинги. В преддверии праздника СМИ традиционно поднимают тему массовки на мероприятиях: жалобы на то, что участие в митингах не всегда добровольное, появляются в соцсетях каждый год. Алексей Соколов выяснил, можно ли отказать начальнику и при этом не испортить отношения в коллективе.
День народного единства – праздник юный и до конца не понятый самим народом. В прошлом году только чуть больше половины опрошенных «Левада-центром» верно определились с тем, что именно они будут отмечать 4 ноября.
При этом для многих утро праздничного дня начнется с митинга. И это будет совсем не радостное событие для тех, кто на мероприятие идти не собирался, но не смог отказать начальству. Юридически у работника есть полное право собрание проигнорировать. Участие может быть только добровольным – это прописано в законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Кроме того, в Трудовом кодексе есть специальная статья о том, что от всего, не предусмотренного трудовым договором или должностной инструкцией, можно совершенно законно отказаться.
Эксперты отмечают, что совсем насильственный подход к участию в подобных митингах очень легко пресекается. Для этого у начальства необходимо запросить письменный приказ об участии. Но отношения с коллективом после такого демарша могут испортиться. «Надо понимать, что после этого в отношениях с руководством, с коллегами, вероятно, будет ситуация конфронтации, отношения станут более напряженными. Если человек собирается дальше там работать, превращать свое место работы в плацдарм для ведения боевых действий с написанием жалоб и для попыток отстоять свои права, отношения сохранить очень сложно. Но в любом случае подобные просьбы не красят руководство никогда, это сразу девальвирует ценность работодателя», — напомнил редактор раздела «Общество» «Газеты.Ру» Дмитрий Евстифеев.
При этом все опрошенные «Коммерсантъ FM» эксперты отметили, что говорить о каком-то насильственном подходе неверно. Даже если на такой митинг приглашают под давлением, мало кто явно высказывает нежелание участвовать. Как отметил секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков, все зависит от используемых аргументов. «Часто в городах идут демонстрации. Представляем свой коллектив, тысячи человек выходят. Формируется общественная гордость за свое предприятие — это важный элемент воспитания. Мы говорим о том, что это не просто обязанность какая-то, это в том числе обязанность руководителя воспитывать. Наказание за это — это уже проявление незаконности и антисоциальности. Приглашение на данный праздник, мотивация прийти туда — это нормально», — уверен Шершуков.
Среди митингующих действительно много тех, кто не только пришел по собственному желанию, но даже с некоторой гордостью – за коллектив, за место работы, за страну. Таким мнением с «Коммерсантъ FM» поделился старший партнер московской коллегии адвокатов «Легис Групп» Сергей Никитенков: «Приходит представитель профсоюза, объясняет, что нужно выйти, так как это день солидарности. Можно ли это считать принуждением? Наверное, нет. Я не думаю, что большинству работников, которые пойдут 4 ноября, работодатель угрожает увольнением, финансовыми или организационными карами, тем более, что эти кары все равно невозможно реализовать в легальной плоскости, это уже вещь опасная для самого работодателя».
Однако случаи увольнения после отказов от участия в митингах, увы, все-таки имели место в прошлом. Например, 4 февраля 2012 года на Поклонной горе в Москве прошел митинг под лозунгом «Нам есть, что терять». Позднее по собственному желанию, но после общения с управлением образования Зеленограда, была уволена директор местного образовательного центра «Каравелла» Елена Травина. По данным «Новой газеты», женщина отказалась направить на акцию подчиненных, а еще до митинга педагогу грозили увольнением с формулировкой «утрата доверия».