Не в машине счастье
Российский авторынок может лишиться госпомощи
Отечественный автопром просит поддержки. Речь идет о сохранении программы обновления автопарка. Она, в частности, включает в себя направления утилизации старых машин и схему трейд-ин. Письмо в Минпромторг с таким запросом, по данным «Коммерсанта», подготовила Ассоциация европейского бизнеса. В министерстве же предлагают заменить общую программу стимулирования спроса на несколько более узких проектов. Что изменится для автомобилистов в случае отмены программы обновления автопарка, выясняла Светлана Белова.
Государство намерено отказаться от программы, по которой куплен каждый третий автомобиль. Через схему трейд-ин с начала этого года заключены 264 тыс. сделок. Для сравнения, по программе льготного кредитования — около 180 тыс., а по льготному лизингу россияне купили 30 тыс. машин. В Минпромторге заявили, что все три направления поддержки спроса исчерпали себя. Необходимо менять формат, отметил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Если эта программа обновления парка не будет продлена, то в следующем году авторынок рухнет, убежден шеф-редактор журнала «Авторевю» Леонид Голованов.
«Падение рынка в этом году оценивается примерно в 13%, отказ государства от поддержки будет означать еще минус 1-2%. Люди, которые сейчас едва-едва набирают необходимую для смены автомобиля сумму, возможно, откажутся от покупки», — полагает Голованов.
Автопроизводители не только просят сохранить льготные программы, но настаивают еще и на увеличении лимита стоимости машин до 1,5 млн руб. Сейчас такие сделки ограничены суммой в 1 млн 150 тыс. руб. Участники рынка предупреждают о серьезных социальных последствиях отмены программы поддержки спроса, отметил исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин.
«Все, что связано с рынком, осваивалось рабочими местами в автопроме. Каждое рабочее место автопрома — это семь рабочих мест в смежных отраслях», — считает Коровкин.
Впрочем, некоторые автопроизводители согласились, что госпрограмма перестала быть эффективной. Так, например, в компании Hyundai сообщили, что доля продаж по утилизации поначалу доходила до 80%, а сейчас составляет только 11%. Падение показателей связаны с общим безденежьем россиян, полагает независимый автоэксперт, редактор сайта «Осипов.про» Андрей Осипов.
«Для потребителя по большому счету изменится мало. Ведь эти 50 тыс. руб., которые дарили, были хороши для покупателя бюджетного ценового сегмента. Наверное, кто-то откажется от покупки автомобиля, но откажется скорее не вследствие отсутствия программы по поддержке этой покупки, а просто из-за снижения собственного благосостояния. В условиях нынешнего затяжного кризиса эти программы априори обречены на провал, они не будут эффективными», — объяснил Осипов.
В Минпромторге уверяют, что не отказываются помогать россиянам, желающим поменять машину, просто помощь станет адресной. Так, например, предлагают запустить ряд программ: «Первый автомобиль» — для новичков, «Семейный автомобиль» — для многодетных, «Русский тягач» — для стимулирования продаж отечественных грузовиков, «Российский фермер», «Свое дело» и так далее. Предполагается, что такой адресный подход позволит не размазывать деньги по всем сегментам и увеличить эффективность господдержки.
Минпромторг предлагает правительству увеличить финансирование поддержки авторынка в следующем году. Озвучена цифра 64 млрд руб. Для сравнения — в этом году на те же цели выделялось около 50 млрд.