Порт Инкоу приобретет ТЛЦ «Белый Раст»
ОАО РЖД наконец продает 49% в активе
Порт Инкоу все же приобретет у ОАО РЖД 49% ТЛЦ «Белый Раст». Соответствующее соглашение было подписано главами компаний в рамках встречи глав правительств КНР и России. По данным источников “Ъ”, знакомых с условиями сделки, порт купит долю по минимальной цене ранее объявленного конкурса — 1,95 млрд руб.
Компания «Хуаньцю Тунда», подконтрольная китайскому порту Инкоу, покупает у ОАО РЖД 49% терминально-логистического центра (ТЛЦ) «Белый Раст», сообщили в монополии. Глава ОАО РЖД Олег Белозеров и председатель правления группы компаний «Инкоу порт» Ли Хэчжун подписали соответствующее соглашение о сотрудничестве в рамках встречи главы Госсовета КНР Ли Кэцяна и Дмитрия Медведева. Как пояснил представитель ОАО РЖД, «Хуаньцю Тунда» приобретет ТЛЦ по итогам открытого конкурса, единственным участником которого она стала.
ТЛЦ «Белый Раст» — один из пилотных проектов ОАО РЖД по разгрузке транспортного узла Москвы. Решение о его строительстве было принято в 2009 году, стоимость оценивалась в 18 млрд руб., из которых лишь 2 млрд руб. должны были составлять средства монополии. На 180 га планировалось разместить контейнерный терминал, терминал тяжеловесных и крупногабаритных грузов, универсальный складской комплекс для тарно-штучных и паллетированных грузов (в том числе скоропортящихся), терминалы для колесной и гусеничной техники и сыпучих грузов.
В апреле ОАО РЖД выставило 49% актива на продажу, минимальная цена — 1,95 млрд руб. Кроме этого, покупатель доли получал обязательство выдать проекту срочный процентный беззалоговый заем на 7 млрд руб. В сентябре 2015 года в рамках визита Владимира Путина в Пекин ОАО РЖД и порт Инкоу подписали меморандум о сотрудничестве по созданию китайско-российских логистических центров в Московской области и в порту, а также договорились провести консультации по учреждению СП или продаже порту 49% ТЛЦ «Белый Раст». Интерес к покупке 49% ТЛЦ «Белый Раст» также проявляла лихтенштейнская Unvia Trading Limited израильского бизнесмена Ури Альперовича. В конце августа ФАС продлила до 1 сентября согласование на сделку по приобретению доли в активе (см. “Ъ” от 25 августа). Однако в итоге компания «Хуаньцю Тунда» оказалась единственным претендентом на актив. По данным о тендерах, размещенным на сайте ОАО РЖД, открытый конкурс на продажу доли не состоялся, так как участниками признано менее двух претендентов. Поэтому, как сообщил источник “Ъ”, знакомый с условиями соглашения, ОАО РЖД приняло решение заключить договор с единственным участником по начальной цене — 1,95 млрд руб.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что сделка позволит ОАО РЖД запустить активную стадию строительства ТЛЦ, который после ввода в эксплуатацию повысит эффективность интеграции между железнодорожным и автомобильным транспортом при поставках импортных грузов из Китая для их последующего «распыления» с переводом на автотранспорт. А китайским партнерам, заявляет эксперт, проект позволит обеспечить реализацию стратегических установок на развитие сухопутного маршрута экспорта в Россию и Европу, а также переключить часть грузопотока с морского транспорта. Кроме того, у порта Инкоу появится возможность развивать перевозки в обратном направлении (из Европы и из России в Китай), в том числе транзитом через порт Восточный, заключает господин Бурмистров.