На "дальневосточном гектаре" нашлась стоянка древнего человека
Археологи защищают от передачи в аренду сахалинские объекты культурного наследия
На Сахалине под "дальневосточный гектар" попали стоянки древнего человека. Только известных памятников в регионе более 1700. Археологи опасаются, что потеряют доступ к ним, а в ходе сельскохозяйственной деятельности стоянки будут разрушены. Члены общественного совета при региональном министерстве культуры и архивного дела обратились к Владимиру Мединскому и губернатору Сахалинской области с требованием дополнить закон о "дальневосточном гектаре" запретом на выделение территорий с объектами культурного наследия.
О включении стоянок древнего человека в состав фонда, из которого будут распределяться бесплатные гектары, узнали сахалинские археологи, изучив карту выдачи наделов на сайте "Надальнийвосток.рф". "Там четко было видно, что территории, где находятся памятники археологии, никак не защищены",— сообщил "Ъ" заведующий учебным археологическим музеем Сахалинского госуниверситета кандидат исторических наук Вячеслав Грищенко. Члены общественного совета при региональном министерстве культуры и архивного дела написали письмо в адрес министра культуры РФ Владимира Мединского, губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко и ряда других чиновников с требованием внести запрет в ФЗ-119 на выделение участков с объектами культурного наследия. "Археологические памятники являются ценным и невосполнимым ресурсом Сахалинской области, обладающим мощным информационным, научно-просветительским и туристическим потенциалом",— говорится в письме.
Согласно закону N119 о "дальневосточном гектаре", вступившему в силу 2 мая 2016 года, каждый гражданин РФ может получить бесплатно один гектар земли на Дальнем Востоке в аренду на 49 лет под жилое строительство, предпринимательскую деятельность или фермерское хозяйство. Пилотное выделение земли началось 1 июня, на Сахалине такой площадкой стал Тымовский район, а с 1 октября закон начал действовать на всем Дальнем Востоке. Пока заявку могут подать только жители этого региона, с 1 февраля 2017 года такая возможность будет у всех граждан РФ.
Министр имущественных и земельных отношений Сахалинской области Елена Гах не стала пояснять "Ъ" ситуацию по телефону, а попросила написать официальный запрос. А 1 ноября в карте на сайте "Надальнийвосток.рф" появились изменения. Теперь зоны наибольшей концентрации памятников археологического наследия отмечены как территории с особыми условиями использования, в том числе и историко-культурного значения. Впрочем, из новой редакции карты не следует, что все территории, где расположены памятники, полностью исключены из процесса распределения участков. Министерство так и не пояснило корреспонденту "Ъ", могут ли территории с особыми условиями использования быть переданы в долгосрочную аренду по закону N119. Археологи, со своей стороны, пока не уточнили, распространен ли статус территорий с особыми условиями использования на все участки с первобытными памятниками.
В Минкульте РФ "Ъ" сообщили, что все объекты археологического наследия защищены ФЗ N73 "Об объектах культурного наследия" и находятся в государственной собственности. Собственник участка, на котором находится такой объект, имеет право вести земляные, строительные и другие работы, но обязан заботиться о сохранности археологического объекта и целостности его структуры, а также обязан обеспечивать доступ на объект гражданам, в том числе археологам и туристам. Ст. 243 Уголовного кодекса РФ предусматривает минимальное наказание за уничтожение или повреждение объектов археологического наследия в виде штрафа в размере до 5 млн руб., а максимальное наказание — лишение свободы на срок до шести лет.
На Сахалине только известных памятников истории около 1700. Самая маленькая известная стоянка древнего человека занимает как раз один гектар, некоторые из них простираются на десятки гектаров. Уже четвертый год археологи в рамках государственного контракта с областным министерством культуры ведут работу по определению границ объектов археологического наследия. За эти годы удалось установить координаты на 77 объектах. "Мы предлагаем включать в базу данных проекта "дальневосточный гектар" информацию хотя бы о тех памятниках, границы которых мы уже определили",— говорит Вячеслав Грищенко. По словам археологов, в зоне свободной раздачи земли все еще остается одна из самых известных стоянок Дальнего Востока — поселение "Огоньки-5" в Анивском районе, возраст которого оценивается в 23 тыс. лет. В аналогичной ситуации полуподземное поселение "Щукинское-1", которое существовало между первым тысячелетием до н. э. и вторым тысячелетием н. э., и средневековая стоянка "Соловьевка-7", уже поврежденная советскими очистными сооружениями, но сохранившаяся на площади около 10 га.
Закон о "дальневосточном гектаре" не требует государственной историко-культурной экспертизы раздаваемых участков. Ученые с этим не согласны. Директор научно-исследовательского института опережающего развития Сахалинского госуниверситета доктор исторических наук Александр Василевский пояснил "Ъ", что минимальное обследование участков необходимо. "Еще до принятия закона о "дальневосточном гектаре" у нас из 100 земельных отводов было около 15 случаев, когда попадали прямо на памятники археологии, и 30-40 случаев, когда участки выдавались рядом с ними". По его словам, разрушение памятника археологического наследия может стать основанием для изъятия собственности. Раздача стоянок населению грозит ударом по репутации сахалинской археологии, опасается Александр Василевский. На Сахалине регулярно проходят международные археологические симпозиумы, а на лето 2017 года намечена конференция по первоначальному заселению человеком континентальной и островной частей Евразии, на которую планируют приехать ведущие ученые из 12 стран мира.
"Мы решили, что каждый археолог потратит свой гектар на охрану какой-то древней стоянки",— рассказал "Ъ" научный сотрудник малого инновационного предприятия "Изыскатель СахГУ" Павел Пашенцев. Он сам уже взял гектар, на котором находится памятник археологии. По такому же пути пошли члены садового товарищества на берегу Анивского залива. Они намерены взять в собственность землю рядом с их дачами, на которой есть памятник археологии, и охранять его от застройки.