Укрупнение регионов возвращают в повестку
Фонд "Петербургская политика" считает, что поводом станет экономика
Фонд "Петербургская политика" в рейтинге социально-политической устойчивости регионов за октябрь поставил на шестое место среди наиболее значимых событий региональной политики возвращение дискуссии об укрупнении регионов из-за экономической несамостоятельности. При этом в рейтинге ряд регионов снизили позиции из-за долговой нагрузки и дотационности.
В аналитической записке к рейтингу эксперты фонда напомнили о заявлении председателя Совета федерации Валентины Матвиенко о целесообразности укрупнения регионов, поскольку часть из них экономически и финансово не способны существовать. Эту тему она уже поднимала ранее (см. "Ъ" от 25 апреля), хотя заверяла, что не имела в виду юридического укрупнения. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, 28 октября выдвинутый соратниками в президенты в 2018 году, заявил, что в случае избрания главой государства внесет изменения в Конституцию РФ и систему устройства страны. "Я бы отменил национальное деление в стране и дал бы стране 40 губерний. Пока мы будем иметь национально-территориальное деление, у нас будет такая кособокая демократия и экономика",— сказал он. Эксперты фонда полагают, что федеральные власти рассматривают сценарий возвращения к укрупнению регионов, а "наибольшему риску укрупнения могут подвергнуться регионы с численностью населения до 3 млн человек". При этом внешним аргументом в пользу укрупнения должна быть экономическая повестка.
Как отмечают авторы рейтинга, региональные элиты "недовольны тем, что их интересы не учитываются при принятии будущего бюджета". В качестве примера упоминаются заявления главы Чечни Рамзана Кадырова в адрес Минфина. В свою очередь, глава Чувашии Михаил Игнатьев заявил, что "честно работать с Минфином невыгодно — надо создать проблему, чтобы получить деньги". Недовольство регионов вызывает ответное раздражение федерального центра, который после заявления Рамзана Кадырова был вынужден дать сигнал о возможном предоставлении дотаций республикам Северного Кавказа.
Как фактор, понижающий позиции регионов, фонд рассматривает включение в группу с высокой долговой нагрузкой (по исследованию Национального рейтингового агентства) Смоленской, Костромской, Кировской областей, Карелии, Марий-Эл, Мордовии, Карачаево-Черкесии; Счетная палата РФ включила Алтай, Туву, Дагестан и другие в число наиболее дотационных регионов.
Политический характер укрупнения может быть связан с завышенными притязаниями со стороны ряда территорий. Поэтому со стороны федеральных властей может быть предпринята попытка "размыть" статус национальных республик, завести их под "зонтичный" бренд "российской нации". "Двойственность в положении регионов усилилась в связи с инициативой президента о принятии специального закона о российской нации",— считает глава фонда Михаил Виноградов. По его словам, попытки укрупнения натолкнутся на сопротивление региональных элит, процесс "чреват недовольством накануне федеральных президентских выборов". Напомним, процесс укрупнения регионов с подачи Кремля шел наиболее активно в 2003-2009 годах, число регионов сократилось с 89 до 83, в основном за счет национальных автономий.